Главная / Статьи, воспоминания и стихи участников войны
КОМАНДИР АТОМОХОДА
24 января 2017
КОМАНДИР АТОМОХОДА
Соколов Борис Валентинович,
родился 02.01.1940
в Акмолинске Казахской ССР
(ныне – Астана, Республика Казахстан).
В детстве Бориске Соколову снились цветные сны о приключениях линейных кораблей в… степях Казахстана.
– Сны на пустом месте не возникают, – поясняет капитан первого ранга в отставке Борис Валентинович Соколов. – С раннего детства зачитывался Жюль Верном, Борисом Житковым, Серафимовичем, Леонидом Соболевым, Алексеем Новиковым-Прибоем и вообще, всем, что касалось жизни флота и моряков. Готов был помногу раз смотреть кинофильмы на морскую тему. Особенно сильное впечатление произвёл двухсерийный «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы», которые и сейчас смотрятся с большим интересом…
В 1957 году мечты о море превратились в долгожданную реальность – вчерашний школьник становится курсантом Высшего военно-морского ордена Ленина Краснознамённого ордена Ушакова 1-й степени училища имени М. В. Фрунзе (ныне – Морской корпус Петра Великого, существующий с 1701 года).
– Четыре года обучения на минно-торпедном факультете надводных кораблей, – продолжает Соколов, – практика и стажировки на Балтийском, Черноморском и Северном флотах. Перед самым выпуском срочно затребовали дополнительно двенадцать человек для подводных лодках.
Так лейтенант Соколов становится командиром БЧ-3 (минно-торпедная боевая часть) на дизельной подводной лодке Северного флота в порту с красивым, хотя и заковыристым названием – Лиинахамари. Через два года – та же должность на атомной подводной лодке. Затем – помощник, старший помощник, командир атомохода.
– Первые атомоходы по своему, так сказать, интерьеру мало, чем отличались от дизельных лодок. Считай, поставили атомный реактор с необходимой «атрибутикой», турбинную установку, обновили электрооборудование, добавили кое-какие узлы и устройства, а теснота-то дизельной лодки примерно такой же и осталась. Потом стали строить большие и главное – более совершенные лодки, где даже имеются спортивные тренажёры, души и вроде бы – курительные помещения. Но на таких подводных крейсерах мне служить, к сожалению, не довелось – продолжал службу на подводных атомоходах первого поколения.
Вот на них и нёс двухмесячные боевые дежурства в Атлантике и Средиземном море по два-три раза в год Борис Соколов. В промежутках между дежурствами – боевая и политическая подготовка, ремонт в доках, отпуск на «югах», обзаведение семьёй.
– В Северодвинске и женился; родились сын и дочь. Сын окончил то же училище и тот же факультет, что и отец, дослужился до капитана первого ранга командира атомной подводной лодки «Оренбург». Сейчас – на «наземной» службе в Петербурге.
Отслужив своё – в пятьдесят лет возраста имея пятьдесят два года и восемь месяцев выслуги, – по «дембелю» получил квартиру в Туле. Но море не забыл: в Туле становится председателем Морского собрания, объединяющего всех моряков области, не зависимо от звания – будь ты рядовым матросом или капитаном первого ранга.
Мы с нынешним «вожаком» Морского собрания Николаем Комовым сидим у Бориса Валентиновича в кабинете председателя Союза ветеранов Тульской области и обсуждаем проект будущей книги о тульских моряках. Наше обсуждение единогласно формулируется в кратком резюме:
– Книги – быть. Ищем спонсоров.
18 июня 2014 года,
Тула.