Новости и события

Главная / Статьи, воспоминания и стихи участников войны

МЫ ПОМНИМ...

10 мая 2017

МЫ ПОМНИМ…

 

5 мая 2017 года

в Тульском государственном музее оружия

состоялась научно-практическая конференция

«Я горжусь подвигом отцов, дедов, прадедов:

историческая память поколений»

и презентация книги воспоминаний и размышлений поколений

«Мы помним… Сразу после войны»

 

В книге (Тула: Аквариус, 2017. – 828 с.) опубликовано эссе члена Союза писателей России, члена Российского Союза ветеранов Афганистана Николая Алексеевича МАКАРОВА «ЛЮБОВЬ – ЭТО НА ВСЮ ЖИЗНЬ» (289–304 стр.).*

Продолжение. Начало см.: Макаров Н. А. Об отце // Мы помним… Книга воспоминаний и размышлений поколений. Ч. 1. – Тула: Гриф и К, 2012. С. 434–443; Макаров Н. А. Из воспоминаний отца // Мы помним… Книга воспоминаний и размышлений поколений. Ч. 2. – Тула: Аквариус, 2015. – С. 91–101.

Макаров Николай Алексеевич,

1947 года рождения,

военный врач Воздушно-десантных войск,

 гвардии майор медицинской службы,

член Российского Союза ветеранов Афганистана,

 член Союза писателей России,

г. Тула.

        В семейном архиве сохранилась рукопись отца, которая достойна быть напечатанной и, естественно, прочитанной не только детьми, внуками, правнуками отца, но, по моему, заслуживает внимания и любого читателя. Мало того, мысли этих дневниковых записей актуальны и в наше время.

        Рукопись предваряют воспоминания младшей дочери ТИШКИНОЙ  (МАКАРОВОЙ)  Ольги:

        «В семейном архиве, помимо отцовских тетрадей, черновиков стихов, пожелтевших газетных вырезок, сохранился старенький серенький блокнотик.

        В нём аккуратным девичьим почерком с наклоном в левую сторону переписаны стихи, которые отец посвещал своей любимой девушке, будущей жене и нашей матери – Танюше Петровой.

        Стихи наивные (...кто стихов не пишет в девятнадцать лет!?), но такие искренние и чистые, что трогают до слёз.

        Мальчишка, в восемнадцать лет лишившийся обеих ног после ранения на фронте, и девчонка, ответившая на его чувства, не побоявшаяся пересудов родных  и окружающих.

        Что давало им силу пережить ужасы войны, тяготы и лишения послевоенных лет? Что помогало честно работать, растить детей, дождаться внуков?

        Только большая любовь и глубокая верность и преданность.

        Они прожили вместе более сорока лет.

        Увы! Отец не дожил.

        Но остались мы, его дети, повзрослели внуки, народились правнуки…

        В детстве родители нас звали: Колюнька, Танюшка и Олечка. И одной из отцовских любимых песен была: «Я люблю тебя, жизнь»:

        Итак…

ЛЮБОВЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

 

        Читаешь иногда о том, что такие-то и такие-то молодые люди, поженившись по любви, пожив несколько месяцев, расходятся; или, о том, как в результате вмешательства родных и близких – он женится на другой, она выходит замуж за другого. Обидно становится за таких людей. Не было у них любви. А если и была, то не умеют они дорожить этим прекрасным, священным чувством, не хотят бороться за настоящую, чистую, верную любовь.

        Мне хочется рассказать о своей жене – человеке большого, благородного сердца. Не удивляйтесь. Может, кто и подумает: каждый, мол, муж хвалит свою жену. Нет, вы послушайте, что я расскажу, и, надеюсь, вы согласитесь со мной.

        Прежде – о себе. Я окончил десять классов, когда началась война с фашистскими захватчиками. Как и многие юноши, я ушёл добровольцем на фронт, был разведчиком бывал в тылу у немцев с заданиями командования фронта. 18 февраля 1942 года был тяжело ранен, лишился обех ног. В это время мне было 18 лет! Признаюсь, тяжело было, очень тяжело. Что буду делать? Кому я нужен? Жить на иждивении матери? Получать инвалидскую пенсию? Это в 18-то лет! Лёжа в госпитале, читал и перечитывал «Как закалялась сталь». Ну, да –  речь не обо мне.

        ...Домой приехал с костылями, с кожаными ногами, с морщинами на лбу, с седой прядью в волосах. Настроение ужасное. Помню, встретил девчат, с которыми учился в десятилетке, приглашают: «Заходи к нам, патефон послушаем, станцуем»... и осекаются, глядя на мои ноги. А у меня слёзы на глазах.

        Опять – не о том начал.

В 1943 году я поступил учиться в учительский институт на первый курс. Там-то и встретил в двадцать пятую годовщину комсомола, 29 октября, свою будущую жену, студентку второго курса Таню Петрову.

        Забегу вперёд: этот день – день годовщины комсомола и день нашей первой встречи мы ежегодно торжественно отмечаем.

        Конечно, тогда я и не думал, что Таня станет моей женой, что она полюбит меня, калеку, как я, скрепя сердце, называл себя. Вообще, насчёт любви к себе я был настроен пессимистически, не верил я в хорошую, чистую, искреннюю любовь; да, по правде сказать, и не знал я этой любви. Помните, были в это время и такие девушки, да и сейчас ещё попадаются, для которых нужен был не человек, а звёздочки на погонах. Это – не в укор офицерам, нет! Но известны были случаи, когда какая-нибудь 18–20-летняя девица выходила за 45–50-летнего папашу со звёздочками, как и сейчас иногда бывает: выходят замуж за квартиру, за большой оклад. Очень здорово наши карикатуристы разделывают таких молодожёнов.

        Опять отвлёкся.

        Я считал, что меня никто полюбить не сможет, не отважится на такой подвиг.

        Да, я считаю это подвигом!

        Я видел, как мать, глядя на меня, утирала слёзы, скрывая их от меня. Видел и слышал, как многие женщины горестно вздыхали, видя молоденького солдатика с костылями. Во многих у нас книгах очень хорошо написано, очень правильно о том, как жёны с любовью встречают искалеченного мужа-героя. Спасибо! Большое спасибо таким женщинам. Но они знали своих мужей ещё до войны, здоровыми, ловкими, красивыми. А моя Таня не знала меня таким, хотя и жили мы в одном городе, но на противоположных концах его, учились в разных школах, к тому же я на два года старше её.

        ...В тот день – 29 октября – мы вместе с группой студентов были в театре на торжественном вечере: разговоры, смех, шутки. Какие бывают разговоры у молодёжи, о чем? Обо всём, конечно: о дружбе,  о любви.  Я любовь высмеивать начал, хотя мало что смыслил в ней. Так       и прошёл этот вечер.

        Потом вместе с товарищем, тоже инвалидом, стали участвовать              в институтской художественной самодеятельности (пели), участвовала           и Таня. Она сразу (ещё в тот, первый вечер) обратила на себя моё внимание. Не похожа она на других: скромнее, серьёзней, если веселится, то веселится от души, рассуждения всегда умные, ни разу я не слышал от неё неправды, пошлости. Ко мне она относилась не так, как другие. Иногда эти «другие», желая пошутить надо мной и моим товарищем, спрашивали у нас: «Когда вы женитесь?». Мы обычно на такие вопросы отвечали: «Хоть сейчас, пойдём  в ЗАГС». Конечно, никто из этих «шутниц» в ЗАГС с нами идти не собирался. Таня таких вопросов никогда не задавала, но частенько спорила со мной, разбивая мой пессимизм, моё тяжёлое настроение. Смеёшься, бывало, с девчатами, а у самого на сердце кошки скребут: «Вам хорошо, а каково мне, мне девятнадцатилетнему инвалиду?».

        Споры, совместные посещения кино, участие в художественной самодеятельности, бережное, нежное, чуткое отношение ко мне со стороны Тани всё больше и больше влекло меня к ней. И я должен признаться самому себе, что я полюбил, что я люблю эту чудесную девушку-блондинку. Глаза мои всегда искали её, слух мой из массы голосов всегда выделял её голос, сердце моё всегда замирало, когда она подходила ко мне, говорила со мной.

        А – я? Я боялся сказать ей о своём чувстве, хотя видел, что и я ей становлюсь небезразличен. Несколько раз я ходил её провожать, далеко мы жили друг от друга, хотя и тяжеловаты для меня были такие прогулки, но         я людил её. Да, и время такое: война, город затемнён, небезопасно идти девушке одной, но она не боялась, ходила. Как-то у меня сломался протез, и я «отходился», пришлось сесть на первую завалинку, а она побежала ко мне домой за костылями и потом, проводив меня до дома, одна пошла через весь город.

        Мать моя как-то смеялась: «Девчата научили тебя хорошо и помногу ходить». Отчасти, это – правда. Первое время, помню, вернувшись из госпиталя, я после двухсот метров садился отдыхать, а если и пройдёшь за день километр, то неделю сидишь дома. Став студентом, ни одного дня не пропустил: ходил в любую погоду, в любое время, костыли бросил, стал ходить с одной тросточкой, танцевать научился.

        В один, как говорят, прекрасный февральский вечер – вечер был действительно прекрасным – лёгкий морозец, медленно-медленно падающие снежинки и мы с Таней идём из кино. И я решился (будь, что будет) сказать ей о своей любви. Таня – человек правдивый, она сразу скажет, как воспримет моё признание. Боялся, что услышу в ответ: «Хватит и этой дружбы». Нет, ответ её потряс меня.

        – Это серьёзно? Ведь, любовь – это на всю жизнь, я только так могу любить.

        Так состоялось наше взаимное объяснение в любви. Простояли у её дома до утра. Как я был счастлив, это всякий, кто по-настоящему любил и любит, поймёт. Я даже за этим счастьем забыл, что у моей подруги ноги не деревянные, как у меня, что она в туфлях, что на дворе февраль. Позже, вспоминая этот дивный вечер, она говорила, что ноги её замёрзли до предела, но сердце горело, и не хотелось уходить.

        Встречались мы после того вечера каждый день. Как это – прожить целый день и не видеть друг друга?! Познакомились с матерями: она – с моей, я – с её. С Таней решили: как закончу институт, так и поженимся. Таня окончила институт на год раньше меня, и её, как отличницу, оставили работать в городе; к тому же в семье она была старшая; кроме неё было ещё четверо. Отец умер, старший брат погиб на фронте, старшая сестра умерла совсем недавно.

        ...По окончании института, по распоряжению Наркомпроса, я, как инвалид первой группы, тоже был оставлен работать в городе. Каждый день мы только и говорили о том, что скоро нам придётся произносить слово «надо». Это слово произносили тогда, когда уходить по домам действительно надо было. Надо... надо... надо... До десяти раз произносили, пока, наконец, не прощались до завтра.

        Однажды, отнюдь, совсем не в прекрасный сентябрьский вечер – хотя, и в сентябре бывают прекрасные вечера – Таня мне говорит, что сегодня к ним мне лучше не заходить в дом. Почему? Банально просто: её тётушки, бабушки, знакомые, родные и не родные, узнав, что Таня собралась выходить замуж за безногого калеку, начали атаковать Танину мать, будущую, но пока несостоявшуюся, тёщу в бесперспективности такого брака. Нашли даже альтернативного богатого жениха – бухгалтера какого-то завода. И мать её, моя будущая, но пока несостоявшаяся, тёща заявила категорически, чтобы я больше к ним не ходил, что она не даст своего разрешения на нашу свадьбу, что спустит всех своих и соседских собак, приблизся к их дому ближе чем на семнадцать с половиной метров.

        Что было всем этим сватьям бабкам Боборихам до любви, до нашей любви.

        Хотя, прав я был, что не имею никаких прав – во, каламбур! – на её любовь. Моя любовь может принести ей только несчастье.

Таня, словно угадав мои мысли, моё смятение, успокаивала, лила бальзам на мою истерзанную душу:

– Ни за кого другого я замуж не пойду. Ты помнишь: любовь – это на всю жизнь, я только так могу любить. – И потом. – Подождём немного, меня они не переломят, но пока не ходи, не хочу обижать мать.

Так мы виделись каждый день целый год, третий год со дня нашей первой встречи.

Как-то после окончания учебного года она говорит:

– Знаешь, мне не хочется обижать мать, которая против тебя, и тебя я вижу каждый день, и люблю по-прежнему. Но давай всё-таки проверим нашу любовь: поезжай куда-нибудь работать. Посмотрим, настоящая ли наша любовь. Если, да – то я ни на что не посмотрю, брошу всё и приеду к тебе.

Я так и поступил. Я верил, как и она, в нашу любовь. Я уехал работать в село 15 августа 1946 года...

Первые стихи отца, посвящённые, пока ещё своей девушке, своей Татьяне.

В   ДЕНЬ   ВОСЕМНАДЦАТИЛЕТИЯ

 Тебе, Танюша, в день рожденья

Решил сказать спасибо я

За то, что часто в сновиденьях

Ты снишься мне, любовь моя.

 

За то, что ты своей душою

Мою сполна понять смогла,

За то, что ты всегда со мною,

Как с милым ласкова была.

 

Через тебя я стал как прежде –  

Почти такой, как до войны.

Опять явилися надежды,

Явились светлые мечты.

 

Сказал бы больше… Только знаешь,

Словарь мой беден – мало слов

Сказать про всё… Ты понимаешь?

Что жзнь вернула ты мне вновь!!!                   10.12.43 г.

 В 1943 году отец поступил учиться в Мичуринский педагогический институт и сразу же вступил в Профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

Окончив институт в 1945 году, отец уехал преподавать русский язык и литературу в Ново-Тарбеевскую среднюю школу Мичуринского района Тамбовской области. Через год в село приехала и его невеста – Татьяна Петрова, учительница математики. 21 сентября 1946 года они поженились в Мичуринске – испытание разлукой оба выдержали с честью. В декабре 1947 года родился их первенец – автор этих строк. В 1953 году отец стал завучем школы, в 1955 году – директором. В 1952 году у супругов Макаровых родилась дочь Татьяна,               в 1956 году – дочь Ольга.

В это время, по-моему, отец не делал записи, но много писал в районные газеты, в которых публиковались и заметки о нём.

Маленькую толику этих публикаций, показывающих жизнь села в конце сороковых – начале пятидесятых годов прошлого века, привожу ниже.

 ПУБЛИКАЦИИ ОБ ОТЦЕ

 Краснов М. С., Полянский А. П. «В помощь школе. Сборник статей». Мичуринск, 1947. 

        …6. Подчёркивается богатое идейное содержание русской классической литературы, которая в лице своих лучших представителей всегда отражала интересы народа и сыграла исключительную роль в освободительном движении (например, т. Макаров – о славе Пушкина и Маяковского)…

        …Примеры удачного использования литературы в целях воспитания учащихся в духе коммунистической морали является анализ поэмы Маяковского «Во весь голос» в 10 классе Ново-Тарбеевской средней школы.

        Выясняется смысл и значение следующего отрывка из поэмы:

                 «Мне наплевать

                                     на бронзы многопудье,

                   Мне наплевать

                                     на мраморную слизь.

                   Сочтёмся славою –

                                     ведь мы свои же люди,

                   Пускай нам

                                     общим памятником будет

                   построенный

                                     в боях

                                               социализм» («Во весь голос»).

        Тов. Макаров подчёркивает коммунистический мотив стихотворения Маяковского.

                 («Пускай нам

                                     общим памятником будет

                    построенный

                                     в боях

                                               социализм»).

        Проведена аналогия с «Памятником» Пушкина, подчёркнута возвышенность мотива великого поэта, который тесно связывает славу со служением народу. Аналогия позволяет глубже уяснить возвышенность стремлений В. Маяковского.

        При изучении темы «Некрасов о поэте и поэзии» подчёркнут взгляд поэта на общественную роль литературы и противопоставлен взгляд теоретиков так называемого «чистого искусства», использованы данные доклада т. Жданова о подлинном искусстве и искусстве бессодержательном, пошлом, вредном.

        При анализе поэмы «Кому на Руси жить хорошо», характеризуя образ Гриши Добросклонова, т. Макаров подчёркивает возвышенность стремления к счастью героя и противопоставляет эту возвышенность индивидуалистическим стремлениям к счастью Манилова и Обломова.

        Тов. Макаров стремится в преподавании художественной литературы разрешить не только образовательные, но и воспитательные задачи, помочь учащимся, соблюдая систему прохождения курса, разбираться в различных вопросах коммунистической морали на живых и наглядных образах литературы…

 Ф. Потапов. Изба-читальня в дни уборки урожая // Мичуринская правда.    21 августа 1949 г.

        Раз в неделю в помещении начальной школы Ново-Тарбеевского сельсовета, для повышения своих теоретических знаний собираются коммунисты колхозов «Авангард», «13-й Октябрь», «Свободный труд». Кружок по изучению биографий великих вождей советского народа В. И. Ленина и         И. В. Сталина здесь начал работать с 15 октября. За это время проведено пять занятий.

Руководитель сельского лектория коммунист т. А. Д. Макаров каждую неделю выступает перед колхозниками с интересными лекциями. На днях он прочитал лекцию о международном положении. Более 200 человек с большим интересом и вниманием слушали простой и яркий рассказ о событиях за границей. После лекции тов. Макарову было задано много вопросов. Колхозники желают знать о предательской политике клики Тито в Югославии и о том, против кого направлен Северо-Атлантический пакт, о современном положении дел в Китае и т. д.

        Тов. Макаров несколько раз выступал с докладами, проводил беседы на полевом стане среди колхозников сельхозартели «Авангард»…

 В. Грезнев, заведующий избой-читальней. Лекторий при избе-читальне // Мичуринская правда. 1 февраля 1950 г.

        …В связи с развернувшейся подготовкой к выборам в Верховный Совет СССР, лекторий (руководитель – А. Д. Макаров) наметил в ближайшие дни ряд лекций и докладов на темы: «Общественное и государственное устройство СССР», «Высший орган государственной власти Союза Советских Социалистических республик», «Основные права и обязанности граждан», «Избирательная система»  и другие…

 

6-й Пленум райкома ВКП(б) // Мичуринская правда. 23 октября 1951 г.

        …Заведующий учебной частью Ново-Тарбеевской средней школы т. Макаров сказал о том, что райком партии не сделал ещё соответствующих выводов из недостатков, имевших место в прошлом учебном году, формально относится к воспитанию пропагандистских кадров.

        – Накануне учебного года, – говорит т. Макаров, – мне было поручено прочитать лекцию о том, как провести занятие в политшколе по теме: «Единая семья советских народов». В райкоме сказали, чтобы я особенно не торопился. Готовься, мол, к семинару, который состоится во второй половине октября. Но вдруг 1 октября звонят по телефону, спрашивают: готов ли я к лекции? Отвечаю, что нет ещё, не готов. «Готовься скорее. Высылаем автомашину». Жду час, другой, третий, но автомашина так и не пришла. Подготовившись к лекции, прибыл на очередной семинар, но он, к сожалению, не состоялся из-за неявки слушателей…

 Роль сельской интеллигенции в производственной жизни колхозов // Мичуринская правда. 9 января 1952 г.

          …Заведующий учебной частью Ново-Тарбеевской средней школы              т. Макаров поделился опытом работы сельского лектория:

        – Интеллигенция села Ново-Тарбеево и в первую очередь учителя, – сказал     тов. Макаров, – уделяет большое внимание вопросам политического просвещения колхозных масс. У нас регулярно читаются лекции и доклады на различные политические и научно-популярные темы. Но в порядке самокритики, – продолжает т. Макаров, – должен отметить, что мы ещё недостаточно пропагандируем мичуринскую агробиологическую науку и опыт передовиков сельского хозяйства…

 

Т. Краснова. Из опыта работы сельского лектория // Мичуринская правда. 15 января 1952 г.

        …В организации лекторской работы большая заслуга принадлежит руководителю лектория – заведующему учебной частью школы А. Д. Макарову. Он много уделяет внимания тому, чтобы лекции были глубоки по содержанию                   и доходчивы по изложению для широких масс колхозного крестьянства, воспитывали их в коммунистическом духе…

 Пленум райкома партии // Мичуринская правда. 28 сентября 1952 г.

        …О низком качестве проводимых семинаров пропагандистов, случаев срыва их занятий говорил в своём выступлении и заведующий учебной частью Ново-Тарбеевской школы т. Макаров. Он отметил также, что отдел пропаганды и агитации райкома партии недостаточно серьёзно подошёл  к комплектованию сети партийного просвещения на новый учебный год. При создании кружков и политшкол не всегда учитывались мнения пропагандистов, образовательный уровень и желания коммунистов. Так, например, было с комплектованием политсети в Ново-Тарбеевской территориальной парторганизации и в колхозе имени Ленина…

 

Районное собрание партийного актива // Мичуринская правда. 3 октября 1952 г.

…Своё выступление на собрании заведующий учебной частью Ново-Тарбеевской школы т. Макаров посвятил вопросам народного просвещения. Он рассказал о том, что отдельным школам не созданы условия работы. Вот, например, Озёрская семилетняя школа. Здесь имеется 7 классов, но занятия учащихся проходят в трёх тесных комнатах. В некоторых средних сельских школах не достаёт преподавателей, отсутствуют физические, химические и другие кабинеты, мало наглядных пособий…

 Шахматный турнир // Голос колхозника. 21 декабря 1952 г.

        Особой любовью преподавателей Ново-Тарбеевской средней школы пользуется игра в шахматы. 11 декабря здесь закончился квалификационный шахматный турнир, продолжавшийся более трёх недель. В турнире приняло участие 8 шахматистов, среди них лучший шахматист нашего района второразрядник С. А. Голубев, пять шахматистов четвёртого разряда.

Турнир проходил в острой напряжённой борьбе. Первое место завоевал шахматист А. Д. Макаров, набравший 12,5 очков из 14 возможных. На втором месте П. И. Чеканов, набравший 10,5 очков, на третьем – М. А. Богоявленский (10 очков). Второразрядник С. А. Голубев набрал 9 очков и занял четвёртое место.

Шахматисты тт. Макаров, Чеканов и Богоявленский, занявшие первые места в турнире, завоевали право на получение третьего спортивного разряда по шахматам…

Шахматный турнир в районе // Тамбовская правда. 14 января 1953 г.

Мичуринский районный комитет по делам физкультуры и спорта провёл первый шахматный турнир. В нём участвовало 13 лучших шахматистов района.

Первое и второе места поделили между собой заведующий учебной частью Ново-Тарбеевской средней школы А. Макаров и заведующий учебной частью Заворонежской семилетней школы Н. Погарченко, набравшие по 10,5 очков из            12 возможных…

 ПУБЛИКАЦИИ ОТЦА

 А. Макаров. Неправильное отношение к школе рабочей молодёжи // Мичуринская правда. 14 октября 1945 г.

        В начале 1945–46 учебного года решено было открыть школу рабочей молодёжи при заводе им. Ленина. Укомплектовали штатом учителей. Сто человек, желающих обучаться в 5–8 классах, были зачислены в школу. Отвели учебное помещение, но в нём… не оказалось электропроводки. Не велика беда, руководство завода заверило, что проводку обеспечат своими силами к             10 сентября. Легко было решать, а выполнять, ой как трудно! Директор школы т. Миронов почти две декады по нескольку раз в день делал рейсы от кабинета заведующего гороно т. Елисеева до кабинета директора завода т. Зильберта, и только 18 сентября проводка была закончена. Не без трудов удалось включить свет. 20 сентября в школе загорелся свет. На второй день начались занятия. Вместо ста человек во все четыре класса явилось не более 15, остальные работали на подсобном хозяйстве в лесу. Вскоре оторвали от учёбы и тех немногих товарищей, которые ходили в школу. Занятия в школе продолжались и с малым количеством учащихся, а с 4 октября школу оставили без света. Прибавились хлопоты т. Миронову. Он начал бегать к завам, замам, начам и помначам, имеющим прямые или косвенные отношения к школе, отвоёвывая нормальные условия для работы.

        Но и поныне электоэнергию для школы не даёт ни горэлектостанция, ни завод им. Ленина. Школа не работает.

        В довершении ко всему т. Елисеев издал приказ, по которому преподаватели школы должны идти в отпуск… без содержания, до момента обеспечения школы электросветом. Причём зарплату за сентябрь месяц учителям ещё не выплатили.

        Большие мытарства претерпевает школа, а вместе с нею и преподавательский состав».

 А. Макаров. Зайдите через полмесяца // Мичуринская правда. 13 ноября 1945 г.

        Ещё в августе городской отдел социального обеспечения выдал группе инвалидов Отечественной войны ордера на пошивку брюк и гимнастёрок на швейной фабрике им. Крупской.

        – Когда будет выполнен наш заказ? – спросили мы закройщика Сарычева.

        – Зайдите через полмесяца, – ответил он.

        Дождавшись намеченного срока, мы пришли на фабрику. От того же закройщика снова услышали: «Зайдите через полмесяца».

        Эти «полмесяца» тянутся до сих пор.

        Почему же руководители фабрики допускают подобное бездушие  к заказчикам и, в частности, к инвалидам Отечественной войны?

 А. Макаров. Кружковая работа в школе // Мичуринская правда. 27 сентября 1949 г.

        В Ново-Тарбеевской средней школе большое внимание уделяется кружковой работе учащихся. Здесь организовано 10 различных кружков: литературные, драматический, хорового пения, физкультурный, шахматный, рукоделия, юных мичуринцев и другие. Организован также струнный оркестр. Всего в предметных кружках и художественной самодеятельности участвуют 230 пионеров и школьников.

        Работа кружков проходит строго по плану, утверждённому директором школы. Учащиеся проявляют исключительно большой интерес  к занятиям в кружках и активно посещают их.

        В хоровом кружке, например, ребята разучивают «Гимн демократической молодёжи», члены драматического кружка готовят постановку пьесы «Последний ход», успешно работает физкультурный кружок. Члены литературных кружков решили выпустить рукописный журнал творчества учащихся и подготовить литературный монтаж «Русские писатели о Родине».

        Результаты своей работы в предметных кружках и кружках художественной самодеятельности учащиеся покажут в дни празднования     32-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

А. Макаров, с. Ново-Тарбеево. По инициативе комсомольцев // Мичуринская правда. 10 февраля 1950 г.

        В Ново-Тарбеевской средней школе по инициативе комсомольской организации намечены читки лекций для учащихся старших классов и молодёжи села. Например, ученик 10 класса, секретарь комсомольской организации Виктор Остроухов готовит лекцию: «Комсомол в дни Отечественной войны Советского Союза», ученик того же класса Алексей Крадинов прочитает лекцию: «Горький об Америке».

        Кроме того, будут прочитаны лекции: «Земля и солнце», «О советском патриотизме», «Академик Т. Д. Лысенко – продолжатель развития мичуринской биологии» и другие.

 А. Макаров. Работа сельского лектория // Мичуринская правда. 11 апреля 1950 г.

        Созданный в Ново-Тарбеевском сельсовете лекторий регулярно проводит чтение лекций в местной избе-читальне. За три последних месяца текущего года им прочитано 15 лекций, на которых присутствовало более 2 000 человек.

        Лекцию на тему «Учение академика Лысенко о стадийном развитии растений» прочитает учительница средней школы А. П. Погадаева, лекцию «Талантливейший поэт советской эпохи В. В. Маяковский» готовит учительница В. С. Салычева. С докладом о 81-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина и о событиях на реке Лене в 1912 году выступит С. А. Голубев.

        В конце текущего месяца намечено прочитать лекцию на тему: «Происхождение жизни на земле» (докладчик учитель М. А. Богоявленский).

        Во время весеннего сева сельский лекторий запланировал прочитать ряд лекций в бригадах колхоза имени Ленина, на семинарах и совещаниях агитаторов.

 А. Макаров. Спортивная работа в школе // Мичуринская правда. 12 мая     1950 г.

        В Ново-Тарбеевской десятилетней школе хорошо работает кружок физкультуры, которым руководит опытный преподаватель т. Грезнев. В дни выборов в местные Советы депутатов трудящихся, в Верховный Совет РСФСР физкультурники школы продемонстрировали перед избирателями свои успехи в упражнениях по лёгкой атлетике, исполнении акробатических номеров.

        Совсем недавно большинство учащихся школы имело неясное представление о шахматной игре. Два года назад здесь по инициативе учителя   т. Голубева организован кружок шахматистов. Он привлёк многих учащихся, особенно 7–10 классов. Уже в конце первого года существования кружка среди его членов был проведён шахматный турнир. Из 11 учатников турнира первые места заняли десятиклассники Константинов, Степанов, а также пионервожатый Власов. Им присвоена 5 категория.

        С наступлением весны намного увеличились возможности для проведения занятий по различным видам спорта. При школе оборудована спортивная площадка. Здесь учащиеся упражняются на турнике, брусьях, шесте и кольцах. Организованы две футбольные команды. Под руководством учителей                 тт. Иванова и Грезнева члены спортивных команд регулярно тренируются.               В летний период юные физкультурники проведут экскурсии по изучению родного края.

А. Макаров. Большие заботы о благоустройстве села // Мичуринская правда. 13 мая 1950 г.

        Большие средства отпускаются советским правительством на благоустройство наших городов и сёл. С каждым годом всё заметнее становится культурный рост колхозного села. Об этом говорят факты. Например, в селе Ново-Тарбеево у многих колхозников появились патефоны, радиоприёмники, велосипеды.

        Когда-то показ кинокартин был событием. Теперь 2–3 раза в неделю в местной избе-читальне демонстрируются кинофильмы, регулярно читаются лекции. Молодое поколение уже не знает о том, что на территории села прежде была лишь одна начальная школа. Сейчас в селе две школы – десятилетняя и семилетняя.

        Выросла и своя интеллигенция. В средней школе на 27 человек её педагогического коллектива 14 – уроженцы родного села. Дети колхозников, окончив школу-десятилетку, поступают учиться в высшие учебные заведения страны. Василий Милованов, например, учится в Мичуринском плодоовщном институте имени И. В. Мичурина, Алексей Краденов и Виктор Остроухов – в Харьковском медицинском институте, Виктор Грезнев – в Тамбовском педагогическом институте и т. д.

        Но жизнь не стоит на месте. Она предъявляет всё новые требования. Забота о дальнейшем благоустройстве села возложена на сельский исполнительный комитет депутатов трудящихся. Хорошие, дельные, ценные решения и постановления выносятся на сессиях сельсовета, на заседаниях сельисполкома, но в большинстве случаев эти постановления остаются на бумаге.

        С осени 1948 года выносятся решения об озеленении улиц села, а до конца это дело не доводится. Депутатам сельсовета было поручено возглавить эту работу в своих избирательных округах, но сроки проходят и всё остаётся по-прежнему. Почему сельисполком и председатель сельского Совета                     В. А. Мельникова на спросят с депутатов: как же они выполняют принятые решения?

        Неоднократно обсуждался вопрос о радиофикации села. Для этого сейчас есть все возможности. Однако сельсовет не проявляет должной инициативы в том, чтобы ускорить радиофикацию.

        Есть в селе и тепловая электростанция, но работает она нерегулярно. Сельский Совет и правления колхозов должны позаботиться  о том, чтобы лампочки Ильича горели в домах колхозников.

        Пора подумать и о переименовании названий сельских улиц. Такие названия, как «Е

« назад