НИКОЛАЙ МАКАРОВ ПАМЯТЬ СЕНТЯБРЯ 2020г
24 августа 2020
6 сентября 2020 года
70 лет со дня рождения
гвардии старшего прапорщика
ДУБИНА ВИКТОРА СЕМЁНОВИЧА
(Из книги «Мои коллеги – военные медики»)
ДЕЗИНФЕКТОР
Дубин Виктор Семёнович,
родился 06.09.1950
в Бурятии –
умер 26.01.2012
в Туле.
С Виктором Дубиным я познакомился в 1972 году, когда, будучи молодым лейтенантом, находился на полигоне с молодым пополнением, а гвардии сержант сверхсрочной службы санинструктор санитарно-противо – эпидемического взвода медсанбата 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии Дубин со своей ДДА (дезинфекционно-душевой автомобиль) осуществлял «прожарку» гражданской одежды пополнения.
Авторское отступление.
В те, «застойные», времена в Советском Союзе как «не было секса», так и «не было всяких разных там вшей-блох». Но как рождались дети, так и привозили с гражданки призывники, случалось, нехороших насекомых. Для их уничтожения и помывки личного состава в полевых условиях и предназначались ДДА и ДДП (П – прицеп).
– Август и сентябрь того, жаркого, лета семьдесят второго года, когда горело всю Подмосковье, – вспоминает Виктор, – я мотался на машине по всем частям дивизии, личный состав которой участвовал в тушении этих нескончаемых пожаров, обеспечивая его помывку. Однажды, заехав на, казалось бы, безобидную поляну сам чуть с машиной не сгорел – грунт провалился и из-под дёрна вначале повалил дым, а затем показалось и пламя. Обошлось.
А я вспоминаю, ставшую легендой медсанбата, историю, когда Дубин и ещё один «сверчок» (сверхсрочнослужащий) травили мышей и крыс на даче заместителя командира дивизии по тылу гвардии полковника Пыхтеева. Потравить-то они потравили всех грызунов, но на оставшуюся протравленную пшеницу, найдя в ограждении лазейку, накинулись соседские гуси числом, ни много, ни мало, в пятнадцать голов. И, естественно, благополучно приказали долго жить.
– Санкций к нам не последовало. – Смеётся Виктор. – Нечего, мол, распускать свою живность без присмотра, где попало, тем более что, добираясь до злополучного зерна, гуси почти все грядки затоптали.
Краткая биографическая справка.
В ноябре 1969 года призван в ряды Советской Армии; срочную службу проходил в комендантской роте штаба 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии.
В 1968 году родился ребёнок – отсюда и отсрочка на год от призыва в Армию. В этом году – не юбилейном, кстати, году – супруги Дубины отметят сорок четвёртую годовщину свадьбы.
В 1971–1974 годах – служба в СПЭВ медсанбата; затем – учёба на прапорщика.
В 1975–1983 годах – техник медсанбата; попутно строительство медицинского пункта на полигоне.
В 1983–1985 годах – старший инспектор ВАИ.
С 1985 года до увольнения из рядов Советской армии (1998) – начальник дивизионного склада бронетанковой техники.
Совершил более 180 парашютных прыжков.
Награждён медалями.
Март 2011 года,
Тула.
11 сентября 2020 года
60 лет со дня рождения
афганца
МИЛЯЕВА ИГОРЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА
Родился 11.09.1960 в посёлке Партизан Узловой Тульской области – погиб 20.08.1980 в Афганистане – похоронен на Узловском городском кладбище.
В Афганистане с декабря 1979 года: гвардии сержант, командир отделения в/ч пп 35919.
Награждён орденом Красной Звезды (посмертно).
19 сентября 2020 года
80 лет со дня рождения
афганца
КУДЛАЕВА ЮРИЯ ИВАНОВИЧА
(Из книги «Афганцы Тулы»)
НАША ГОРДОСТЬ
Кудлаев Юрий Иванович
родился 19.09.1940
в Луганской области –
умер в мае 2012 года
в Туле.
– Прибыть в Афганистан по замене и год не участвовать в боевых? – Яко бы сам с собой рассуждаю, сидя напротив Юрия Ивановича Кудлаева, гвардии подполковника в отставке. – Поясни.
– С должности командира ремонтно-восстановительного батальона нашей дивизии прибыл в Афганистан в восемьдесят втором году на должность заместителя по вооружению командира артиллерийского полка 103-й дивизии. И почти год – представляешь, почти год – занимался ремонтом и восстановлением техники полка, оборудованием парка.
– Оборудование парка?
– Сплошная грязь, где располагалась вся техника полка: и автомобили, и «броня», и артиллерия. Пришлось с нуля оборудовать стоянку техники. Плюс «дохлые» аккумуляторы, плюс куча мелких и не совсем мелких неисправностей, плюс…
– «Железяки», одним словом.
– Вот, вот – «железяки». Через год стал ходить и на боевые. Запомнилась крупная армейская операция в Панджшерском ущелье в восемьдесят четвёртом, когда наши войска прочесали «частым гребешком» это ущелье из края в край.
– Воевал, скажешь, как все?
– Как все – и ничего личного. – Мы оба рассмеялись.
– В восемьдесят шестом ты уволился из Армии с должности заместителя командира по вооружению артиллерийского полка нашей, 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии и…
– И двадцать лет проработал на заводе «Октава» в системе МЧС. Но зачем, – теперь он мне задаёт вопрос, – ты полным названием везде, где можно, называешь нашу сто шестую?
– Иваныч! Эта дивизия – НАША с тобой и всех ветеранов, кто в ней служил и гвардейцев, кто в ней служит сейчас. А называть её полным наименованием – это НАША обязанность и НАША гордость НАШЕЙ дивизией.
– Очень кстати и очень верно подмечено.
17 апреля 2010 года,
Тула.
19 сентября 2020 года
50 лет со дня рождения
КУНИНА АНДРЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА
Родился 19.09.1970 в Щёкино Тульской области.
В 1987 году окончил среднюю школу № 11, в 1988 году – с красным дипломом – Скуратовское горное училище, в 1993 году – Тульский политехнический институт.
До 1995 года работал на Первомайской ТЭЦ. С 1995 года – в Щёкинском РУВД в звании «лейтенант».
С 28.11.2000 – в служебной командировке в Чечне. 20.12.2000 – погиб в Чечне.
Награждён посмертно орденом Мужества.
Похоронен на кладбище деревни Кочаки Щёкинского района Тульской области.
25 сентября 2020 года
один год со дня смерти афганца
ЯНОВА НИКОЛАЯ ФЁДОРОВИЧА
(Из книги «Афганцы Тулы»)
ОСТАНЬСЯ МЫ В АФГАНИСТАНЕ
Янов Николай Фёдорович
родился 19.11.1945
в селе Дульдурга Читинской области.
Я долго уговаривал Фёдоровича (так привык к нему обращаться ещё с 1972 года, когда пришёл молодым лейтенантом в 1-й батальон 51-го полка, где заместителем командира 2-й роты служил гвардии старший лейтенант Янов) на интервью для этого альбома.
– Сколько обо мне не писали, – отнекивался Янов, – всегда, что-нибудь да исказят, что-то обязательно напишут неправильно.
В конце концов, он поддался на мои уговоры, обговорив заранее, что всё сказанное им без изменений будет написано и напечатано. На том и сошлись.
В десантные войска у Николая, потомственного забайкальского казака, путь напоминал трассу гигантского слалома. Его родной дед сражался в рядах Красной Армии, где и сложил в боях Гражданской свою буйную голову. Родной брат деда наоборот – сражался за Белых, и, хотя тоже сложил не менее буйную голову, его семья подверглась репрессиям со стороны победивших большевиков и была сослана из Забайкалья в Томск. В Томске его двоюродная сестра успешно обучалась в политехническом институте. А Николай в это время переехал в Дарасун, курортную жемчужину Забайкалья, где мать устроилась на работу медсестрой
– От отца уехали потому, – пояснят Янов, – что он, вернувшись с Войны и будучи участковым на два десятка сёл и деревень, везде имел по «жене» – мужики-то, сам понимаешь, в то время были нарасхват. На что мать была категорически не согласна.
После окончания института сестру и её мужа направляют в Тулу, в конструкторское бюро Шипунова, в то время, располагавшееся на Комбайновом заводе. На этот завод в 1961 году и устроился Николай вначале учеником токаря, а затем и рабочим-токарем. Не отходя от кассы, то есть от токарного станка, окончил вечернюю среднюю школу, попутно выполнив 1-й спортивный разряд по тяжёлой атлетике. Тут и подкрался незаметно призыв в Армию – три года службы в танковых войсках или четыре года в подводниках. Альтернативы, казалось, и не существовало.
– Мне ужасно хотелось учиться – в военкомате как раз шёл отбор для поступления в Рязанское десантное училище. Тем более, наблюдая, как над заводом снижаются по глиссаде Ан-двенадцатые и, встречая на улицах города десантников, сам мечтал носить голубой берет и десантную тельняшку.
Из Тулы в училище поехали поступать сорок человек, но поступил только один – призывник Янов. На зачёте по физической подготовке он, «не глядя», на одном дыхании продемонстрировал почти полсотни подъём переворотом. После чего вступительные экзамены сдавал чисто символически.
От командира взвода до старшего помощника начальника оперативного отдела штаба дивизии (106-ой гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии), от гвардии лейтенанта до гвардии подполковника путь Николая растянулся с 1961 до 1987 года. С августа 1988 года до 15 февраля 1989 года – Афганистан, старший помощник начальника оперативного отдела штаба Витебской дивизии.
– В последние месяцы пребывания в Афганистане мы почти не вели боевых действий, – рассказывает Янов, – война никому не была нужна: ни нам, ни афганцам. У нас с афганцами был заключён устный нейтралитет: мы не стреляем и не бросаем гранаты в них и они в ответ только наблюдают за нашими передвижениями. Все устали от этой войны. Всех устраивало такое положение вещей. Тем более что в каждом их кишлаке у нас имелся свой «засланный казачок». На господствующих высотах и по всем дорогам стояли наши заставы и блок-посты – не то, что караван с наркотой, мышь мимо нас без чреватых для себя последствий не могла проскочить. Да, по большому счёту, к концу войны караваны с «дурью» почти и не ходили, вернее, совсем не ходили, по крайней мере, в зоне нашей ответственности: в основном, с бытовой техникой и дорогой мануфактурой.
...В одно своё ночное дежурство во время проведения операции «Магистраль» под Хостом в начале 1988 года Янов вдруг слышит стрельбу наших гаубиц и почти тут же матерными словами взрывается радиостанция. Он, послав разведчиков разузнать, что и как, будит командира дивизии генерал-майора Грачёва. По прибытии разведки с «красненьким» – так называли десантники личный состав 40-й армии – капитаном, вырисовывается весьма и весьма неприглядная картина. Вчера десантура заняла очередную высоту, а карта, на которой были указаны цели (в том числе и та высота) для стрельбы армейской артиллерии, оказалась подовчерашней. Результат плачевный для наших десантников. Не подоспей вовремя и не схвати офицеры штаба дивизии за руки Грачёва, тот на месте расстрелял бы армейского капитана-артиллериста. Вот так-то.
Или другой случай. Янов возглавляет колонну техники, выдвигающуюся на базу. С первой БМД пускает трассер вправо вверх, с задней БМД – трассер влево вверх: знак для «духов» – движется десант, десант, с которым у «духов» перемирие. А впереди вдруг завязывается нешуточный бой. И перед взором десантников открывается кровавая картина: встречная колонна «красненьких» в пух и прах разгромлена «духами». Под огнём Янов со своими бойцами вытаскивает из раскорёженных машин раненых и трупы. А ларчик просто открывался: личный состав этой самой злополучной колонны, разгрузившись в положенном месте, возвращался порожняком обратно и от нечего делать все, кому не лень, в открытые окна кабин стреляли по жилищам местного населения, подкрепляя стрельбу взрывами гранат. За что и… «получил, фашист» гранату.
Гвардии подполковник Янов за этот бой был награждён орденом Красной Звезды.
– Первый орден, – смеётся Николай, отвечая на мой вопрос, – получил «за службу в модуле» (так шутливо называли в Афганистане орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени: прим. автора).
Следом Янов выдаёт шокирующую на первый взгляд фразу:
– Может быть, и Союз не рухнул бы, останься мы тогда в Афганистане.
Помолчали, вздыхая, думая каждый о чём-то своём, переваривая сказанное и услышанное…
Уволился Янов из рядов Советской Армии в 1991 году, до этого проработав старшим преподавателем на военной кафедре Тульского педагогического института имени Толстого.
Ноябрь 2010 года,
Тула.