НИКОЛАЙ МАКАРОВ ПАМЯТЬ ИЮЛЯ
24 июня 2018
18 июля 2018 года
исполнилось бы 70 лет афганцу
ПЕРЕЦ ВАЛЕРИЮ АНДРЕЕВИЧУ
(Из книги «Мои коллеги – военные медики»)
ЭКЗОТИКА В ЖИЗНИ РЕНТГЕНОЛОГА
Перец Валерий Андреевич,
родился 18.07.1948 – умер 22.07.2011 в Туле.
За какие заслуги рентгенолог в Афганистане может получить орден Красной Звезды? За сидение у рентгеновского аппарата? За флюорографии?
– Как и все врачи медсанбата, – рассказывает гвардии майор в отставке Валерий Перец, рентгенолог высшей категории, – мне приходилось часто сопровождать наши колонны из Кабула в Кандагар и из Кабула в Джелалабад. Естественно, и обратно.
– Валера, – я его знаю давно, с 1976 года, когда он пришёл после Томского военно-медицинского факультета служить в Рязанский 137-й гвардейский парашютно-десантный полк, нашей 106-й дивизии, – что ты вкладываешь в понятие: сопровождать колонны с грузом? Прогулка по горным серпантинам с афганской экзотикой?
– Почти так оно и было. Чтобы «духи» не обстреливали колонны, сопровождение занимало господствующие высоты вдоль дороги. Занимали и днём, занимали и ночью, когда колонна останавливалась на привал. Ночью особенно доставалась офицерам. Как солдатам не приказывай, как их не убеждай, какие только не давай возбуждающие средства, всё равно они засыпали в боевом охранении. Вот и приходилось всю ночь, не только отцам-командирам, но и врачам, лазить по постам и будить таких «часовых». И однажды, в такое вынужденное ночное бдение, я наступил на минную растяжку. Ничего у меня перед глазами не промелькнуло, успел только подумать, что так бездарно останусь без ног или яиц, в придачу.
– Что дальше?
– Дальше? – Он смеётся. – Или мина оказалась бракованной, или растяжку натянули неправильно, или их, «духовский» человеческий (или какой ещё у них?) фактор сыграл, но мина не взорвалась. И на том – спасибо.
А экзотика? У него вся жизнь – сплошная экзотика: родился в семье военнослужащего в сорок восьмом в бандеровской львовщине; постоянные переезды по месту службы отца – Якутия, Казахстан, Омск, Алтай; в 1967 году – учебка в Чите, затем полтора года срочной службы связистом в Монголии; по «дембелю» – Новосибирский медицинский институт, после четвёртого курса которого, в семьдесят четвёртом, перевод в Томск, на военно-медицинский факультет; женитьба в семьдесят пятом на однокурснице по Новосибирскому мединституту; рождение дочери; три года службы младшим врачом в Рязанском полку, где его заметили и предложили должность рентгенолога в медсанбате (в то время попасть в медсанбат из войск через три года службы была большая, очень большая редкость, тем более, на такую, сугубо специфическую должность); два года (1987–1989) – Афганистана.
– Экзотики захотел? – он опять смеётся. – Остановилась как-то наша группа сопровождения в двадцати километрах от Джелалабада, в заброшенных казармах, построенных в давние времена ещё англичанами. В этих казармах до нас располагались какие-то «чернопогонники», и у них имелся свой маленький хлебозавод. То ли покидали они своё расположение по тревоге, то ли по каким другим причинам, но все свои продовольственные запасы у них остались на складах. В том числе и сахарный песок. А вокруг – красотища. Эти же места, хотя, может и не здесь снимали, показаны в фильме «Миссия в Кабуле». Субтропики, одним словом. Речка журчит рядом – Кабул, называется. Купаемся в ней каждый день. И хотя, местное население не стреляет, на речку ходим с автоматами. Перемирие в этом районе – к концу-краю войны. И офицеры начинают расслабляться на халяву, на дармовщину: с утра в сорокалитровую флягу заливается чистейшая вода из речки, засыпается сахар, бросаются дрожжи в соответствующей пропорции, всё это химическое соединение выносится на солнце (пятьдесят и выше по Цельсию) – к вечеру первосортная брага готова к дегустации. Нет, мы не злоупотребляли: две-три кружки на ночь для снятия стресса.
Остаётся добавить, что после увольнения в запас в 1995 году Валерий Андреевич Перец продолжал работать рентгенологом в санатории «Слободка» и до сих пор работает по специальности в нашей «Артухе». И жена его, Люда Перец, кстати, тоже рентгенолог высшей категории.
Май 2009 года,
Тула.
22 июля 2018 года
100 лет со дня рождения
Героя Социалистического Труда,
полковника медицинской службы,
участника Великой Отечественной войны
ГУЛЯКИНА МИХАИЛА ФИЛИППОВИЧА
Родился 22.07.1918 в д. Акинтьево (ныне – не существует, Чернского р-она Тульской обл.) – умер в 1999 году в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище.
Главный онколог Главного военного госпиталя им. Н. Н. Бурденко в Москве, полковник медицинской службы, заслуженный врач РСФСР. Герой Социалистического Труда (21.02.1978).
Из крестьянской семьи. Окончил среднюю школу в пос. Чернь. После окончания семилетки поступил в машиностроительный техникум в Орле. На втором курсе оставил учёбу, вернулся в родное село и стал работать в совхозе «Спартак». Экстерном сдал экзамены за вечерний рабфак. С 1937 года учился сначала на лечебном, затем на военном факультете 2-го Московского медицинского института. В институте, начиная с третьего курса, занимался в хирургическом научном кружке. Участвовал вторым ассистентом в сложных операциях, которые делали профессор И. Г. Руфанов, доценты И. И. Михалевский и М. Д. Верёвкин. Одновременно с учёбой занимался парашютными прыжками в клубе Осоавиахима.
Великая Отечественная война застала М. Ф. Гулякина в летнем военном лагере под Ржевом. Вернувшись в Москву, курсанты за 3 месяца окончили последний курс института, получили дипломы и были направлены в войска. Гулякин был назначен начальником медицинской службы 2-го батальона 1-й воздушно-десантной бригады 1-го воздушно-десантного корпуса.
Боевое крещение получил в ходе Московской битвы. В декабре 1941года участвовал в десантировании и боевых действиях на рокадной дороге между Можайским и Калужским шоссе. В январе 1942 года 1-й ВДК перебросили на Волховский фронт, и до июня 1942 года М. Ф. Гулякин лечил раненых и сам участвовал в десантировании и боях в районе Старой Руссы и Демянска.
В июле 1942 года 1-й ВДК преобразован в 37-ю гвардейскую стрелковую дивизию, и гвардии лейтенант Гулякин был назначен командиром приёмно-сортировочного взвода 38-го отдельного гвардейского медсанбата. В этой должности участвовал в ожесточённых боях Сталинградской битвы в Малой излучине Дона и в заводских посёлках Сталинграда. Ему приходилось оперировать в донской степи под Сталинградом и на правом берегу Волги во время бомбёжек и артиллерийских обстрелов. Во время Сталинградской битвы случались дни, когда на каждого хирурга медсанбата приходилось до 100 раненых в сутки.
Затем вместе со своим медсанбатом и дивизией в составе 65-й армии Центрального, Белорусского, 1-го и 2-го Белорусского фронтов М. Ф. Гулякин участвовал в боях на Курской дуге, в битве за Днепр, в Белорусской операции, в боях на реке Нарев в Польше, в Млавско-Эльбингской операции, в боях за города Грауденц (Грудзёндз), Данциг (Гданьск) и Штеттин (Щецин), окончив войну в Германии на берегу Балтийского моря в звании гвардии майора и должности главного хирурга 38-го отдельного гвардейского медсанбата, командира операционного взвода. За 4 военных года в трудных и опасных условиях он сделал, спасая раненых, около 14 тысяч операций. В их числе были и очень сложные – 2500 по поводу ранений в грудь и 700 – в живот. За самоотверженный труд был награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени.
После войны М. Ф. Гулякин несколько лет служил в Группе советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ). Ему чаще всего приходилось оперировать фронтовиков, которых приводили на операционный стол последствия ранений. Но появлялись и новые больные, уже мирных дней.
М. Ф. Гулякин выбрал борьбу с одной из наиболее тяжёлых болезней – раком. С 1949 года работал в Главном военном клиническом госпитале им. Н. Н. Бурденко старшим ординатором. Затем в 1960 году стал начальником хирургического отделения и, наконец, главным онкологом.
За время своей работы в госпитале полковник медицинской службы М. Ф. Гулякин сделал более 20 тысяч операций различной сложности, сохранил и продлил жизнь большому количеству больных, воспитал около 30 молодых военных хирургов. Ему было присвоено звание «Заслуженный врач РСФСР».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1978 года за заслуги в развитии советской военной медицины, большой вклад в дело медицинского обеспечения боевых действий войск в годы Великой Отечественной войны и в связи с 60-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота Гулякину Михаилу Филипповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С середины 1980-х полковник М. Ф. Гулякин – в отставке. Жил в Москве.
Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями.
Выписка из Наградного листа на представление врача-ординатора операционно-перевязочного взвода 38-го отдельного гвардейского медсанбата 37-й гвардейской Краснознамённой стрелковой дивизии гвардии капитана м/с ГУЛЯКИНА Михаила Филипповича к ордену Красной Звезды от 10 октября 1943 года:
«...Тов. Гулякин Михаил Филиппович, работая ординатором операционно-перевязочного взвода на Донском, Сталинградском и Центральном фронтах произвёл 500 сложных операций. Кроме того, 2000 раненых гвардейцев получили квалифицированную хирургическую помощь и, благодаря высокому мастерству, большинство раненых вернулось в строй.
Тов. Гулякин является судебным экспертом при 38-м отдельном гвардейском мсб, и оказывает большую помощь нашим судебным органам.
Представляю гв. капитана м/с Гулякина М. Ф. к правительственной награде: орден Красной Звезды.
Командир 38-го ОГМСБ
гв. капитан м/с Власов».
Выписка из Наградного листа на представление командира операционно-перевязочного взвода 38-го отдельного гвардейского медико-санитарного батальона 37-й гвардейской стрелковой Рочицкой Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии гвардии майора медицинской службы ГУЛЯКИНА Михаила Филипповича к ордену Красного Знамени от 5 февраля 1945 года:
«...Тов. Гулякин, работая командиром операционно-перевязочного взвода, образцово организовал работу своего взвода, тем самым добился исключительных результатов в деле хирургической обработки раненых.
За период летнего наступления 1944 года общее количество раненых составляло 3251 человек; активная хирургическая обработка составляла в среднем 62,8 %; лапаротомий – 110; средняя смертность после лапаротомий – 34,6 %; средняя смертность от шока – 11,6 %; общая смертность – 2,9 %; переливание крови в среднем – 19,3 %; кровезаменителей – 18 %. Снижение смертности при огнестрельных переломах бедра с 9,8 % до 3,2 %; снижение общей смертности по мсб в среднем с предыдущими операциями – на 1,2 %; после лапаротомий – на 16%; при проникающих ранениях грудной клетки – на 2,5 %.
За период Наревской операции (сентябрь 1944 года – январь 1945 года) тов. Гулякиным произведено лично 56 лапаротомий, 70 ампутаций. Общая смертность после лапаротомий – 27 % (средняя за 4 месяца); после ампутаций не осложнённых газовой инфекцией – ноль. Переливание крови достигло до 20 %; кровезаменителей – до 32 %...
...За отличную организацию и работу в деле оказания образцовой хирургической помощи раненым представляю тов. Гулякина к правительственной награде: ордену Красного Знамени.
Командир 38-го отд. гв. мед. сан. бата
гвардии капитан м/с Фокс».
Источники: Зайцева Н. Талантливый хирург // Заря. Чернский район. 2014, 14 января; Тульский биографический словарь: в 2-х т. Т. 1. Тула: Изд-во «Пересвет», 1996; Шагмагонов Н. Золотой скальпель. Тула, 1987; Сайт в Интернете «Герои страны»; Сайт в Интернете «Подвиг народа».