НИКОЛАЙ МАКАРОВ ПАМЯТЬ АПРЕЛЯ 2024 года
31 марта 2024
2 апреля 2024 года
40 лет со дня гибели
афганца
ЩЕРБАХА ВЯЧЕСЛАВА МИХАЙЛОВИЧА
(Из книги «Афганцы Тулы»)
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Щербаха Вячеслав Михайлович,
родился 12.09.1959
в городе Ленкорани
Азербайджанской ССР –
погиб 02.04.1984
в Афганистане.
Гвардии лейтенант Славка Щербаха пришёл к нам в полк после Рязанского десантного училища в 1980 году. По прошествии тридцати с лишним лет, всё равно помню его (хотя считался почти «ветераном», прослужив к этому моменту восемь лет). Первый батальон 51-го гвардейского парашютно-десантного полка, где в то время я служил врачом, занимал весь подъезд четырёхэтажной казармы кроме первого этажа, на котором располагалась полковая разведывательная рота. Вот, в эту самую разведывательную роту и был распределён командиром взвода молодой лейтенант. Подтянутый, стройный, скромный с чёрными усиками, с первых дней став знаменосцем полка – таким он и запомнился мне, молодой гвардии лейтенант.
Через год на полковых учениях под Рязанью волею случая мы с ним оказались выпускающими в одном корабле: он выпускал своих подчинённых в правую дверь Ил-76, я – в левую. И хотя у него офицерского стажа было гораздо меньше моего, он, видя мои затруднения в подготовке личного состава к десантированию (надо отметить, что у меня это было первое назначение выпускающим из Ил-76, тем боле на полковых учениях, тем более в первом самолёте с разведчиками), советовал мне, как поступить в том или ином случае. И, покидая, последним самолёт вслед за личным составом (в левую дверь и правую сторону рампы десантирование из Ил-76 проводилось в первую очередь), услышал его напутственные слова: «Сам не задерживайся!».
– Мой двоюродный брат и Слава, – рассказывает Надежда Щербаха, вдова погибшего, – дружили ещё с Германии, где служили их отцы. – Вместе они потом и поступили в 1974 году в Московское суворовское военное училище. Они поступили, а их родители уехали обратно в Германию. А суворовцы – те же школьники. У них – четверо каникул в году. Поэтому два суворовца и приезжали к тётке, то есть к моей маме, к нам, в Калугу на все эти каникулы. После Суворовского Слава поступил в Рязанское десантное училище. И так, как бы само собой разумеющееся, на третьем его курсе мы поженились.
При этих словах Надежда оживилась, глаза разом посветлели, помолодели.
– Первого ноября восьмидесятого года мы приехали в Тулу, а двадцать седьмого ноября родилась Ольга. Вначале жили в гостинице «Юность», потом снимали квартиру, через год дали однокомнатную двенадцатиметровую квартиру на первом этаже.
– Помню ваши мытарства – полгода без отопления.
– Что ты хотел – стройбат строил. Слава четырнадцатого октября восемьдесят третьего уехал в Афганистан, а мама, очередной раз, приехав из Калуги и видя, мягко выражаясь, антисанитарные условия, посоветовала мне написать заявление об улучшении жилищных условий. Через некоторое время приехавший по замене из Афганистана Жуков собрал всех таких бедолаг – более двадцати жён офицеров и прапорщиков – в своём кабинете и пообещал, что всем поможет. Мол, не понаслышке знает, как приходится нашим в Афганистане – сам без малого три года пробыл за Речкой.
И этот момент свой службы помню. На том самом собрании, которое проводил заместитель командира дивизии по тылу гвардии подполковник Вячеслав Жуков, мне тоже пришлось присутствовать, в то время исполняя обязанности начальника медицинской службы дивизии. Жуков сдержал слово: всех собравшихся в течение года обеспечил жильём. И Надежда Щербаха с дочерью получила хорошую двухкомнатную квартиру в центре города.
– Дочь пошла в детский садик, я пошла работать. – Продолжает свой рассказ Надежда. – С девяносто третьего по четвёртый года служила писарем в полку, совершила, без балды, восемнадцать прыжков. Сейчас Ольга лейтенантом служит в том самом, 51-м полку, где служил и её отец.
И с гордостью.
– Над ней взял шефство сам командующий ВДВ Шаманов, который был командиром взвода у Славы в училище. В том году встречалась с ним в Рязани на тридцатилетнем юбилее Славиного выпуска.
С 2005 года она работает в Тульской городской организации ветеранов Афганистана, возглавляет Совет вдов и матерей погибших.
Вдовы и матери погибших собираются все вместе несколько раз в году, но Надежда на таких встречах не может говорить без слёз.
– В Афганистане Слава служил в разведроте 317-го полка. – На её глазах выступили слёзы. – Вылетели на задание под Лошкаргахом на двух вертолётах.
Слёзы потекли чуть ли не ручьём, появились надрывы в голосе.
– И, как рассказывали десантники из второго вертолёта, вывернув из-за горы, они увидели горящий на земле первый вертолёт. Который сбили «духи» и на котором летел мой Слава.
Награждён орденом Красной Звезды, посмертно.
Январь 2011 года,
Тула.
6 апреля 2024 года
исполнилось бы 60 лет
афганцу
БОЧАРОВУ ГЕННАДИЮ ВЛАДИМИРОВИЧУ
Родился 06.04.1964 в Донском Тульской области – погиб 02.03.1984 в Афганистане, похоронен на кладбище города Узловой Тульской области.
В Афганистане с октября 1982 года – сержант, пулемётчик мотострелкового полка (в/ч пп 39676).
Награждён орденом Красной Звезды (посмертно).
В школе станции Гранки города Донского класс, где учился Бочаров, носит его имя.
16 апреля 2024 года
исполнилось бы 60 лет
афганцу
ВОРОБЬЁВУ ЕВГЕНИЮ ВИКТОРОВИЧУ
Родился 16.04.1964 в посёлке Шварцевский Киреевского района Тульской области – умер от ран 31.05.1984 в Афганистане, похоронен на кладбище посёлка Оболенское Киреевского района.
В Афганистане с октября 1983 года: младший сержант, командир миномётного расчёта в/ч пп 51883.
Награждён орденом Красной Звезды (посмертно).
21 апреля 2024 года
исполнилось бы 60 лет
афганцу
САФОНОВУ Герману КОНСТАНТИНОВИЧУ
Родился 21.04.1964 в деревне Писарево Кимовского района Тульской области – погиб 28.02.1984 в Афганистане, похоронен на кладбище деревни Таболо Кимовского района.
В Афганистане с декабря 1982 года: младший сержант, командир отделения связи в/ч пп 39676.
Награждён орденом Красной Звезды (посмертно).
23 апреля 2024 года
исполнилось бы 50 лет
ВЕРЕВЧЕНКО СЕРГЕЮ ВЛАДИМИРОВИЧУ
Родился 23.04.1974 в Донском Тульской области – погиб 05.09.1996 в Чечне, похоронен на городском кладбище в Донском.
Окончил среднюю школу, в 1995 году – Пермское высшее командное училище МВД РФ.
С 28.04.1995 – служба в Северо-Кавказском военном округе: Ростов-на-Дону, Моздок, Грозный, Будённовск, село Асиновское.
Исполняя обязанности командира батальона, погиб в бою.
Награждён орденом Мужества (посмертно).
29 апреля 2024 года
5 лет со дня смерти
МАРТИРОСОВА ВЛАДИМИРА СУРЕНОВИЧА
НАЧАЛЬНИК РАВ
Мартиросов Владимир Суренович,
родился 03.06.1940
в Кировабаде
Азербайджанской ССР –
умер 29.04.2019
в Туле.
Около двух лет упрашивал Суреныча – так его называю с первого дня нашего знакомства в 1975 году, когда он перевёлся из Кировабадской дивизии в наш 51-й полк – поделиться своими «интимными» тайнами службы в Афганистане.
Около двух лет Суреныч под разными предлогами уходил от разговора, ссылаясь на то, что, дескать, о чём «интимном» и интересном может поведать начальник вооружения полка.
Однако, пролистав в полглаза мои альбомы про афганцев, он неожиданно согласился на нашу встречу.
– В десантуру попал из танковых войск, не имея ни одного парашютного прыжка. В первый же день в парашютно-десантном полку будущие сослуживцы предложили мне поехать прыгать. Надели на меня парашют, посадили в самолёт, ВэДээСники предупредили выпускающего, чтобы меня только «прокатили» на самолёте, но ни в коем случае не допускали до прыжка. Взлетели, выпускающий сажает меня, как самого «мелкого», последним и ещё раз предупреждает, что прыгать мне запрещено. Возмущаюсь: как так – мои трое подчинённых – вон, сидят рядом – прыгают, а мне труса, что ли праздновать. Тем более, что в этот день моего земляка – Микояна Анастаса Ивановича – Председателем Президиума Верховного Совета СССР избрали. Убедил выпускающего и прыгнул. – Суреныч хитро подмигнул и продолжил. – За этот прыжок получил от командира полка выговор и благодарность. Выговор – за несанкционированный без должной подготовки парашютный прыжок, благодарность – за смелость и бесстрашие при выполнении первого парашютного прыжка.
Из воспоминаний гвардии подполковника в отставке Владимира Мартиросова:
«…При выезде на «боевые» командир полка всегда говорил: «Если еду сам, то и дед Мартиросов со мной обязан быть». Так – более дюжины «боевых» за плечами…
…Ночью проверяешь часовых, выставленных у госпиталя, на аэродроме, в военной миссии. Едешь на БеТээРе, а на городских перекрёстках в форме советских солдат стоят афганцы в полной боевой: то ли – «наши», то ли – басмачи. Вылезаешь из машины, предварительно предупредив экипаж о возможных провокациях, подходишь к ним, говоришь пароль и только, услышав, отзыв, вздыхаешь с облегчением – «наши». Обстреливать БеТээР обстреливали и из автомата, и из винтовок, но нападений в мои дежурства, славу Богу, не происходило…
…До определённого времени начальник РАВ (ракетно-артиллерийское вооружение: примеч. автора) подчинялся непосредственно командиру полка, но потом, после очередной перетурбации, – заместителю командира полка по вооружению. В первый раз пишу заявку новому своему начальнику на грузовые машины – четыре УРАЛа – для перевозки с дивизионных складов в полк боеприпасов для очередной боевой операции (полк, вернее один батальон и штаб полка со спецами дислоцировался непосредственно на территории резиденции Бабрака, и кроме боеприпасов для караула у нас ничего не было – поэтому перед каждой операцией приходилось выполнять этот неизбежный «ритуал»). Начальник – на то он и начальник, чтобы с первых своих шагов показать, кто здесь ху, естественно, выделяет мне одну машину. Не стал с ним спорить и привёз боеприпасы на одном УРАЛе. А на совещании, когда до меня дошла очередь доложить о готовности обеспечения предстоящей операции боеприпасами, так и сказал, что служба РАВ не готова по такой-то и такой причине. Командир полка тут же отдаёт приказ и зам по вооружению, выражаясь фигурально, вприпрыжку сам с тремя УРАЛами доставляет недостающие боеприпасы…
…Перед началом моей первой боевой операции, когда озвучили время выхода: в шесть ноль-ноль – я пошутил, что, мол, по старой, мирной, «доброй» традиции, наверное, выйдем не раньше десяти. Не тут-то было – ровно в шесть ноль-ноль первая машина колонны пересекла границу городка. Вот, так-то – война…
…Местный «контрик» каждую неделю в резиденции Бабрака менял на флагштоке полотнище государственного флага Афганистана. За неделю искры из наших полевых кухонь, стоящих рядом с флагштоком, превращали полотнище в решето. И если расположение ПХД (пункт хозяйственного довольствия: примеч. автора) перенести на другое место было проблематично, то перенести флагшток, по-моему, не составляло большого труда…».
И невероятное, граничащее с мистикой событие из мирной жизни, но – по порядку.
Пришлось мне однажды с Мартиросовым поехать за молодым пополнением в стольный град Карелии Петрозаводск. Поехали за пять дней раньше, чтобы завернуть по пути в Питер – естественно, не себя показать, а исключительно для знакомство с городом трёх революций. Обладая незаурядным, неповторимым кавказским красноречием, Суреныч выбил в гостинице «Октябрьская», где свободных мест, по определению, не было с первого дня её существования, полулюкс для двоих.
Приведя себя в порядок с дороги и осмотревшись, перекусить решили в гостиничном ресторане, который, как оказалось, в форме, мягко говоря, не рекомендовалось посещать (ЧК не дремало – закат застоя на дворе стоял). Это – местным, питерским не рекомендовалось, а мы-то прибыли из Тулы и сразу – в калашный ряд: сели за столик на двоих, заказали то, да сё, повторили, танцы-шманцы… И мой напарник куда-то пропал.
Кручу-верчу головой – нигде не наблюдается Суреныч. К столику подходит шкафоподобный в тёмных очках «товарищ» и цедит сквозь зубы.
– Забирай майора, и чтобы духа вашего не было в ресторане. – И кивает мне за спину.
Точно – там, в отдалении с какими-то иностранцами сидит и братается мой Суреныч.
В чём мистика?
Эти самые иностранцы оказались семьёй из ГДР (была тогда ещё такая страна), и глава семьи, когда Мартиросов служил танкистом в ГСВГ, также служил танкистом в соседней гедеэровской части, и они не раз участвовали в совместных учениях. И этот немец из ГДР узнал Мартиросова и пригласил к себе за стол. За которым вскоре и мне нашлось место, но не надолго.
Вскоре и к этому столику подходит другой шкафоподобный «товарищ», но обращается подозрительно вежливо:
– Товарищ майор, – «разувая» свои глаза, обращается к Мартиросову, – вы меня не узнаёте?
Благодаря этому второму «товарищу», сержанту то есть, два года назад уволившемуся из нашей части и служившему в подчинении тогда ещё гвардии капитана Мартиросова, нам удалось избежать, возможно, больших неприятностей.
– Незабываемо мы тогда посмотрели Питер, – на прощание резюмирует Суреныч.
Краткая биографическая справка.
– 1958–1959 годы – учебное подразделение; 1959–1962 годы служба (младший сержант, сержант, старший сержант) в танковых войсках в Группе Советских войск в Германии (3 года 11 месяцев);
– 1962–1963 годы – служба сверхсрочником на военной базе в Кировабаде;
– в 1963 году присвоено звание младшего лейтенанта;
– в 1965 году присвоено звание лейтенанта;
– в 1967 году присвоено звание старшего лейтенанта;
– в 1967 году экстерном окончил Тамбовское артиллерийское училище;
– 1963–1973 годы – старший техник 328-го гвардейского парашютно-десантного полка 104-й гвардейской воздушно-десантной ордена Кутузова 2-й степени дивизии;
– 1973–1974 годы – начальник учебного центра 104-й гвардейской воздушно-десантной ордена Кутузова 2-й степени дивизии в городе Герань;
– с декабря 1975 года по март 1982 года и марта 1984 года по январь 1986 года – начальник вооружения 51-го гвардейского парашютно-десантного полка 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии;
– в 1976 году присвоено звание майора;
– март 1982 год – март 1984 год – начальник вооружения 317-го гвардейского парашютно-десантного полка 103-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии в Кабуле (Афганистан);
– 1986 год – уволен из рядов Советской Армии в звании подполковника;
– с 1 апреля 1986 года по апрель 2011 года – начальник отдела режима завода «Сплав»;
– награждён орденом Красной Звезды, медалями.
Май 2013 года,
Тула.