НИКОЛАЙ МАКАРОВ ПАМЯТЬ АВГУСТА 2019
15 июля 2019
14 августа 2019 года
исполнилось бы 75 лет
афганцу
МОРДВИНЦЕВУ ВИКТОРУ ВЛАДИМИРОВИЧУ
(Из книги «Афганцы Тулы»)
СВЕТЛАЯ ДУША МОРДВИНЦЕВА
Мордвинцев Виктор Владимирович,
родился 14.08.1944
в Благовещенске
Амурской области –
умер 10.10.2006
в Туле.
Как обидно, что при жизни мы с ним так и не встретились семьями, не поговорили о житье-бытье, не вспомнили товарищей-однополчан. Нет, ошибаюсь – встречались и вспоминали мы с ним часто, но без жён. И вот сейчас я встретился со Светланой Мордвинцевой – два овдовевших человека вспоминают о Викторе Мордвинцеве.
– Мой Виктор был, как сейчас модно выражаться, с чистой, белой аурой. – Светлана горестно вздыхает. – Он за всю нашу жизнь ни разу не повысил на меня голос. С получки ли, с пенсии ли всегда покупал мне самых дорогих конфет, а себе – «чекушку». И на мои протесты по поводу конфет, всегда говорил, что, мол, ешь – кто тебе ещё, когда таких купит. В последние дни жизни он будто бы предчувствовал свой скорый конец, говоря мне, чтобы я сидела дома и не работала, дескать – успеешь, наработаешься. И ещё говорил, чтобы после его смерти я не горевала долго, а нашла себе состоятельного мужчину, обязательно только состоятельного. На что я отшучивалась: «Мне кроме тебя никто не нужен и не болтай ерунды».
Она опять горестно вздыхает и с нежностью в голосе продолжает.
– Ты знаешь, а я видела душу Виктора. Ещё не прошло и сорока дней с его кончины, как однажды, придя с улицы в квартиру, вижу, как котёнок будто бы играет с человеком-невидимкой. Пригляделась и вижу над котёнком с ладонь полупрозрачное облачко и машинально проговорила: «А, это ты с Виктором играешь!». Облачко, чуть сгустившись, медленно под дверью уплыло в другую комнату. И никакого страха – только непонятная умиротворённость и спокойствие.
Поговорили, посмотрели фотографии, и я рассказал Светлане Мордвинцевой один эпизод из моей и её мужа армейской жизни в далёком семьдесят втором году прошлого века.
Отрывок из книги «Записки батальонного врача».
«...С Витькой Мордвинцевым в 1-й батальон 51-го полка мы пришли одновременно осенью 1972 года. Он – из Костромского полка на должность командира батареи СПГ (батарея СПГ – батарея станковых противотанковых гранатомётов), я – на должность батальонного врача. С первых дней мы с ним сразу и подружились. Шефство над нами взял начальник штаба батальона гвардии майор Полунеев, самый «ветеранистый» офицер батальона, воспитывающий подчинённых весьма своеобразно. Жёстко. И жестоко. Где-то даже и подло…
...Как-то, в конце рабочего дня, Полунеев говорит мне:
– Доктор, пошли, проверим батарею.
Приходим. Замечаний по моей специфике (наличие туалетных принадлежностей у личного состава в тумбочках, наличие ножных полотенец, прикроватные коврики, ночные тапочки, чистота и порядок во всех комнатах расположения, дезинфекция умывальной комнаты и туалета и т.д. и т.п.) особенно и нет. Но начальник штаба батальона устремился сразу в каптерку, где хранится все имущество батареи (кроме оружия). Захожу туда и я, а там… уже накрыт стол. Дастархан. Персонально – начальнику штаба. И сопровождающему его лицу. Представляется новый командир батареи. «Представляется», как принято, «Трёхшереножным строем»: сам, бутылка, закуска.
Выпили. Закусили. Еще раз выпили. Еще раз закусили. Потом повторили. Затем…
На утро, как только комбат, гвардии майор Нестеров, появляется в штабе батальона, Полунеев ему и замечает, как бы мимоходом:
– Комбат! А в батарее у нас – пьянка!! Вчера была!!!
Нестерову такие безобразные безобразия в его батальоне – что десяток красных тряпок для разъяренного быка. А, учитывая его импульсивный, холерическо-суворовский характер, командира батареи Мордвинцева ждало, как минимум, четвертование.
– Доктор! За мной!
И мы втроем, почти бегом, врываемся в расположение батареи.
– Где? Почему? Убью! Мордвинцев! Не успел! Прийти! А уже? Пьянку! Организовал! В батарее?
Ничего не понимая, командир батареи пытается оправдаться. Доказать обратное. Ибо, дескать, это какое-то досадное недоразумение…
Но Полунеев тянет за рукав командира батальона в каптерку. Мы все следуем за ними. А там… а там начальник штаба первого батальона гвардии майор Полунеев Виктор Федорович достает под очумелым, затравленным взглядом Мордвинцева, из валенок… одну бутылку. Пустую. Из-под водки! Вторую. Пустую. Из-под водки!! Третью. Пустую. Из-под водки!!! Вчерашние бутылки. Выпитые им самим и «Ко» бутылки…
– За собой всё всегда нужно убирать! – и Нестерову. – Пошли отсюда. Я уже во всем разобрался. И наказал. Своей властью...».
Краткая биографическая справка.
После окончания школы в 1962 году, год служил в танковых войсках в ГСВГ.
В 1963–1967 годах – учёба в Ленинградском артиллерийском училище.
Участник боевых действий в Афганистане.
Награждён орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», другими медалями.
12 декабря 2010 года,
Тула.