НИКОЛАЙ МАКАРОВ ПАМЯТЬ ИЮЛЯ 2024 года
30 июня 2024
4 июля 2024 года
исполнилось бы 60 лет
ЗИМИНУ АЛЕКСАНДРУ ВАСИЛЬЕВИЧУ
Родился 04.07.1964 в посёлке Маркулешты Флорештского района Молдавской ССР – погиб 05.10.1995 в Чечне, похоронен на городском кладбище Киреевска Тульской области.
В 1979 году окончил 8 классов Киреевской школы № 4, в 1982 году – Приднестровское СПТУ № 7 по профессии «тракторист-машинист».
В 1982–1984 годах – служба в Воздушно-десантных войсках (Молдавская ССР). По увольнении из армии работал слесарем-электриком на Сеченскрй шахте Киреевского района.
В августе 1995 года призван по контракту в Чечню; при патрулировании в городе Калкала был убит.
21 июля 2024 года
исполнилось бы 70 лет
афганцу
САПРЫКИНУ АЛЕКСАНДРУ НИКОЛАЕВИЧУ
Родился 21.07.1954 в Новомосковске Тульской области – умер 21.01.1980 в Афганистане, похоронен на городском кладбище Новомосковска.
Окончил 1-е Харьковское авиационно-техническое училище.
В Афганистане с января 1980 года: бортовой авиационный техник эскадрильи вертолётного полка (в/ч пп 81751).
За 11 дней старший лейтенант совершил 9 боевых вылетов. 21.01.1980 вертолёт, на борту которого находился А. Сапрыкин, подвёргся обстрелу из крупнокалиберных пулемётов. Завязался бой. Сапрыкина тяжело ранили в левый бок: повреждение почек и селезёнки. Истекая кровью, Александр продолжал вести огонь; уничтожил более 20-и душманов, подавил 3 наземные огневые точки противника.
Из вертолёта его вынесли в бессознательном состоянии.
Награждён посмертно орденом Красной Звезды.
На улице Солнечной в Новомосковске заложена аллея и установлен знак памяти Александра Сапрыкина.
22 июля 2024 года
исполнилось бы 70 лет
афганцу
БАТУРЕ ВЛАДИМИРУ ДМИТРИЕВИЧУ
(Из книги «Афганцы Тулы»)
Батура Владимир Дмитриевич
родился 22.07.2954
в Орше Витебской области
Белорусской ССР –
умер 11.09.2017
в Туле.
О БАНЕ И ТЕЛЬНЯШКЕ
Двадцать пять «календарей» только прапорщиком и старшим прапорщиком «оттрубил» в Воздушно-десантных войсках Владимир Батура. И, практически, все двадцать пять лет, занимая должность начальника вещевого склада, ни разу не «завалил» ни одной проверки, ни одной ревизии.
До прапорщика была «учебка» в Литве, после которой Батура занимал должности командира отделения, заместителя командира взвода, командира взвода в отдельном самоходно-артиллерийском дивизионе 103-й гвардейской воздушно-десантной ордена Ленина Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии имени 60-летия СССР. Не раздумывая, после срочной службы, поехал учиться опять в Литву на этот раз в школу прапорщиков, которую окончил с отличием в 1975 году и после которой вернулся в родной дивизион.
С дивизионом, будучи начальником вещевого склада, гвардии прапорщик Батура 26 декабря 1979 года в составе Витебской дивизии «вошёл» в Афганистан.
– Хотя и занимал должность начальника склада дивизиона, – вспоминает Владимир, – но вещевым имуществом приходилось обеспечивать всю дивизию.
Под словами «обеспечивать всю дивизию» он подразумевает регулярные рейсы за вещевым имуществом по горным афганским дорогам, чреватыми всяческими неожиданностями и сюрпризами. Но первое, что солдаты под руководством Батуры соорудили на афганской земле, была баня.
– Разве может русский солдат, русский человек обойтись без бани? – Сам себе задаёт вопрос Владимир и сам же отвечает. – Никогда!
– Ты же – «бульбаш»! – Смеюсь в ответ. Хотя, какая разница, русский ты, или белорус, или украинец – все мы одного славянского корня и не можем жить с самых древних времён без бани, без парной. Это у нс в крови, в генах заложено, что без еженедельной бани нормальный славянин не представляет своей полнокровной жизни. В Афганистане, вдали от Родины баня для наших ребят являлась, по сути, не просто моечным помещением, а являла собой капище, где не моются, а священнодействуют, совершая древнеславянские ритуалы по омовению и смыванию с тела и души – с души в первую очередь – всю нечисть и всю скверну.
Володьку знаю с того момента, когда он в середине 1982 года прибыл в нашу, 106-ю гвардейскую воздушно-десантную Краснознамённую ордена Кутузова 2-й степени дивизию на должность начальника дивизионного вещевого склада.
Чем хороша должность завсклада, имеется ввиду – вещевого склада?
– Когда строю солдат ставишь задачу о предстоящих работах и вызываешь добровольцев, – поясняет Владимир. – Ни один не шелохнётся, но стоит сказать, что работа заключается в разгрузке тельняшек – машины ли, вагона – в едином порыве шагнёт весь строй. Как будто кому-то, «на халяву» перепадёт тельняшка. Но чем чёрт не шутит.
Тельняшка в десантных войсках больше, чем нательное бельё, больше, чем просто майка. Тельняшка в голубую – не путать с тёмно-синей у моряков и морпехов – полосочку это, как бы доходчивее объяснить, это – наряду с беретом символ, даже больше, чем символ Воздушно-десантных войск, это – пароль, опознавательный знак тех, кто «видел парашют не на конфетном фантике».
Бывало срочно для каких-то неотложных мероприятий нужна тельняшка, или две, или больше, едешь к Батуре на склад и… и никогда не получаешь от него поворот от ворот: всегда поможет, никакого отказа. Умел, умел он ладить с окружным начальством – на довольствии, в том числе и на вещевом довольствии дивизия стояла в округе – чтобы получать сверх лимита основной дефицит обмундирования в наших, десантных войсках, который, (имеется ввиду, дефицит) у нас котировался намного, намного дороже «жидкого доллара».
Уволился из Рядов Российской Армии гвардии старший прапорщик Владимир Батура в 2000 году, имея медаль «За боевые заслуги», другие медали.
Март 2011 года,
Тула.
31 июля 2024 года
исполнилось бы 70 лет
афганцу
ПРУС ЛЕОНИДУ СТЕПАНОВИЧУ
(Из книги «Афганцы Тулы»)
ЛИСТАЯ СТАРЫЕ ГАЗЕТЫ
Прус Леонид Степанович
родился 31.07.1954
в Хмельницкой области Украинской ССР –
умер 04.07.2000
в Туле.
История не имеет сослагательного наклонения. К сожалению.
Вот и сейчас мне трудно припомнить что-то запоминающееся из наших встреч с Лёшей Прусом – почему-то все его так звали, а он и не поправлял. Да, служили в одной дивизии, да, когда он занимал должность заместителя командира ремонтно-восстановительного батальона, по долгу службы проверял его деятельность, да…, да…, да…
Знать бы заранее и записать, но… Поэтому привожу отрывки из статьи В. Варфоломеева «Мина в… газоне», напечатанной в Тульской областной газете «Коммунар» за 3 июля 1983 года.
«История, рассказанная сапёром Леонидом Прусом.
В один из июньских дней этого года к домам, что поднялись на пересечении улиц Пузакова и Максимовского в Заречье, самосвалы возили грунт… Землица была хороша – рыхлая, мягкая, плодородная, и жильцы – кто с ведром, кто с цветочным горшком, кто с целлофановым пакетом – возились возле неё, нахваливая. И уносили в свои новые квартиры.
И тут…
Тут кто-то заметил, что на верху только что насыпанной кучи виднеется какая-то «железяка». Ржавая, с округлыми боками, похожая на кусок трубы.
– Бомба! – раздался чей-то голос. – Ведь это же бомба!
– Ура, бомбу привезли! – восторженно закричал мальчишка, катавшийся по пустырю на велосипеде…
…Армейская машина с предупреждающими надписями спереди и сзади – «Разминирование», «Осторожно: взрывоопасно!» – помчалась к месту происшествия. В машине были трое: старший лейтенант Леонид Степанович Прус, водитель Юрий Тетевалов и сапёр Николай Корнет, рядовые…
…Дальше пусть рассказывает Леонид Прус.
– В общем-то, ничего особенного. Приехали. Подошли к ней. Тихонечко разрыл землю. Посмотрел. Это была не бомба, а мина от тяжёлого миномёта. Она вывалилась из кузова и оголилась. Было видно, что прошла канал ствола, то есть особенно опасна. Вся облеплена грунтом, проржавевшая, взрыватель на месте, но от коррозии головная его часть частично разрушена. Стабилизатора нет – то ли его съела ржавчина, то ли отвалился. Нужно было решать: или выселять жильцов, оцеплять район и взрывать её на месте, или вывезти в безопасное место и подорвать там. Делать это надо было как можно быстрее. Когда она лежала в земле, там, где упала и не взорвалась, её температура была более или мене постоянной. Теперь она на поверхности, солнце нагревает её, и она может сработать. Я её взял на руки и понёс к машине.
– Так прямо взяли и понесли?! Так просто?!
– Почему «просто»? Тихонечко взял. Машину перед этим подогнали поближе, открыли задний борт, и я передал её находившемуся в кузове Николаю Корнету. Он аккуратненько положил её в «постельку». И поехали. Остальное – как обычно… Привезли в карьер, взорвали…
…Задаю вопрос, может быть. Не совсем уместный:
– Леонид Степанович, считаете ли вы, что совершили… ну, если не подвиг, то смелый поступок.
– Не считаю. Это наша работа. Наша служба.
– Страшно было? О чём вы думали, когда держали мину на руках?
– Годы службы приучили относиться к таким находкам трезво, расчётливо, хладнокровно. Риск, конечно, есть… А думал о том, что надо её поскорее вывезти и обезвредить…».
Краткая биографическая справка.
После окончания школы в 1971 году поступил в Кменец-Подольское высшее военно-инженерное командное училище, которое окончил в 1975 году.
В 1975–1993 годах – служба в частях 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии (от гвардии лейтенанта до гвардии майора, от командира сапёрного взвода в Рязанском полку до заместителя командира батальона по тылу).
В 1987–1989 годах – Афганистан, заместитель командира батальона по тылу в 317-м гвардейском парашютно-десантном полку.
Награждён орденом Красной Звезды, медалями, нагрудным знаком «За разминирование».
10 декабря 2010 года,
Тула.