Новости и события

Главная / События и новости

НИКОЛАЙ МАКАРОВ ПАМЯТЬ МАРТА 2021г.

24 февраля 2021

 

 3 марта 2021 года

исполнилось бы 40 лет

КОСЕНКОВУ АЛЕКСАНДРУ ВАЛЕРЬЕВИЧУ

 

Родился 03.03.1981 в Кимовском районе Тульской области.

В 1988 году окончил восемь классов Новольвовской школы Кимовского района; учился в Кимовском ТПТУ № 19.

С 1999 году в рядах Российской армии. Служил во Владикавказе (наводчик гранатомётного взвода)

Погиб 05.03.2000, сражаясь в неравном бою с чеченскими террористами в районе населённого пункта Комсомольское.

Награждён орденом Мужества.

Похоронен в селе Хитровщина Кимовского района.

 

5 марта 2021 года

исполнилось бы 70 лет

участнику боевых действий в Афганистане

ЖЕРНОВЕНКОВУ ВАСИЛИЮ НИКОЛАЕВИЧУ

 

Родился 05.03.1951 в селе Малевка Богородицкого района Тульской области – умер 24.10.1982 от тяжёлого заболевания при выполнении боеаого задания, похоронен на кладбище села Малевка.

После окончания школы работал слесарем на Богородицком заводе технохимических изделий.

В рядах Советской армии с февраля 1975 года. Окончив школу прапорщиков, пять лет прослужил в Монголии, затем – год в Белоруссии (командир взвода подвоза боеприпасов).

В Афганистане с октября 1981 года (командир автомобильного взвода отдельного батальона материального обеспечения, в/ч пп 53380). 23.05.1982 был ранен.

Награждён медалью «За отвагу».

В Малевской средней школе создан уголок его памяти.

 

 

  

12 марта 2021 года

20 лет со дня гибели

СЮНДЮКОВА ПАВЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА

 

Родился 11.01.1974 в Ашхабаде Туркменской ССР – погиб 12.03.2001 в Чечне, похоронен на кладбище посёлка Рассвет Ленинского района Тульской области..

Служил в Тульском ОМОНе с 03.02.1997; был в семи командировках на Северный Кавказ, погиб – в восьмой.

Награждён орденом Мужества (посмертно), медалью «За отвагу», другими знаками отличия.

 

21 марта 2021 года

20 лет со дня гибели

КУЛИКОВА ВЛАДИСЛАВА АНАТОЛЬЕВИЧА

 

Родился 07.08.1972 в Ефремове Тульской области. По окончании сколы учился в СПТУ-12 на электросварщика. Позже в селе Благодать стал церковнослужителем.

В рядах Российской армии с декабря 1990 года.

21.03.2001 умер от тяжёлых ранений в госпитале, в районе боевых действий в Чечне.

Награждён орденом Мужества.

Похоронен на кладбище Ефремова.

 

28 марта 2021 года

40 лет со дня гибели

участника боевых действий в Афганистане

СПИРИДОНОВА ЕВГЕНИЯ ФЁДОРОВИЧА

 

Родился 07.04.1961 в посёлке Аварийный Головеньковского сельсовета Щёкинского района Тульской области.

По окончании школы работал на Щёкинском заводе РТО, окончил автошколу ДОСААФ.

В рядах Советской армии с 07.04.1980. Первый год службы проходил в ГСВГ, затем – Афганистан, где заболел гепатитом и попал в госпиталь.

 После излечения – опять Афганистан.

28.03.1981 патрульно-аварийная команда на машине Урал-375, которой управлял сержант Спиридонов, патрулировала трассу трубопровода. В двадцати шести километров от командного пункта машина попала в засаду. После непродолжительного боя, грузовик потерял управление и рухнул в пропасть.

Награждён орденом Красной Звезды (посмертно).

Похоронен на кладбище посёлка Головеньки.

 

30 марта 2021 года

5 лет со дня смерти

участника боевых действий в Афганистане

УВАРОВА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА

(Из книги «Мои афганцы»)

 

А НУ–КА, ШАШКИ ПОД ВЫСЬ

 

Уваров Александр Павлович

родился 27.07.1952 –

умер 30.03.2016

в Туле.

 

        – Палыч, – обращаюсь к гвардии подполковнику запаса Александру Павловичу Уварову (для меня – Сашка или Палыч: более десяти лет с ним вместе прослужили в штабе нашей Тульской 106-й воздушно-десантной дивизии), – с твоим характером, с твоим темпераментом с шашкой наголо водить войска в атаку, в штыковую, а ты подался в «химики». Поясни.

        – После окончания школы в Новосибирске я решил стать моряком, но опоздал на пару часов. Команда без меня улетела во Владивосток, а мне военком предложил поступать в Саратовское высшее химическое училище, напутствуя словами: «У химиков самая лёгкая, самая бездельничья служба во всей Красной Армии – лежи на песочке, плюй в небо, грей пузо, ни о чём особенно не думай».

        – Как я знаю, ты и грел трижды своё пузо на уборке урожая, на «целине» и несколько раз – обучая молодых солдат в «карантине», за что и получил свою первую награду: медаль «За боевые заслуги».

        – Нет, формулировка гласила: «За успехи в боевой и политической подготовке».

        – Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах» 3-й степени ты получил…

        – В 1985 году, через год после прибытия в Афганистан, в Баграм, в            345-й полк.

        – Опять грел пузо?

        – Ходил на боевые наравне со строевыми офицерами: сопровождение колонн, небольшой отдых, «зачистка» местности от «духов», небольшой отдых и далее – по спирали. Как-то в Чарикарской зелёнке в одном кишлаке, как доложила разведка, скопилось много боевиков. Пришли – никого. Заходим в их жилища и в каждом доме стоит что-то горячее: чайник там, кастрюля, чугунок, а людей – никого. Будто вымерли. Мы знали, что под каждым селением вырыты убежища, а входы в эти подземелья тщательно замаскированы. Найти – трудно. А здесь кто-то, случайно сдвинув с места неприметный плоский камень, обнаружил дыру в земле: кяриз – глубокий колодец. Я вначале сунулся, как ты заметил: «в силу своего характера», – в этот колодец. Хотел всё пощупать своими руками, сам всё обследовать. Но меня во время более опытные товарищи отговорили от этой авантюры. Соответственно, тогда-то и пригодились мои специфические знания по применению соответствующего оружия по выкуриванию паразитов из подземелий. Применили. Очень даже хорошо применили – восемнадцать дымовых столбов показалось над селением: столько было входов-выходов в это их подземное «духовское» укрытие.

        – Орден Красной Звезды, афганский орден «За храбрость»…

        – Воевали в горах. Хотя, Афганистан – практически, сплошные горы. Так вот, воевали в горах. Вдруг – взрывы. Крики раненых. Бегу, как только можно бежать в горах в броннике и с оружием под завязку. Бегу и левой ногой задеваю минную растяжку. Понимаю, что – всё, это конец, не край, а именно конец. Понимаю, а поделать уже ничего не могу. Какое там, к чёрту – мелькание в голове всей жизни. Ничего этого не было. Наступила полная опустошённость от бессилия что-либо предпринять, куда-то перепрятаться от этой растяжки. Всё! Раздалось шипение и в воздух полетели… сигнальные ракеты. Оказывается, мне повезло – зацепил растяжку сигнальных ракет. Вздохнул. И снова бегом к раненому – на мине подорвался прапорщик. Оказал первую помощь. Взвалил его на плечи и прямиком, не разбирая дороги, спотыкаясь на каждом шагу – вниз, с горы. Прапорщик остался жив, правда, ему пришлось ампутировать ногу в госпитале, но – жив, жив.

        – Ты как-то обмолвился о маразме, о бардаке…

        – Случилось это в ночь на первое января восемьдесят пятого года. Все отмечают, как и положено, Новый год. Вдруг приходит приказ: в четыре утра начать операцию по захвату противника в одном из кишлаков. Ну, не маразм ли это? Никакой необходимости начала  этой операции в столь неподходящее время не было. Но приказ – есть приказ. Подходим к кишлаку – ни одного выстрела. Окружаем кишлак – ни одного выстрела. Захватываем около двухсот вооруженных до зубов «духов» – ни одного выстрела. Парадокс? Приводим пленных и приносим вагон и маленькую тележку трофейного оружия. И только тогда проясняется обстановка – захватили-то, оказывается, своих, не басмачей, а не успевших переодеться в военную форму, недавно перешедших на сторону революционной армии. Поэтому-то и не было выстрелов. А если бы там оказались настоящие «духи»? Полегло бы наших ребят не меряно: пошли-то на кишлак без налёта авиации, как  положено, без массированного артналёта вслед за ракетно-бомбовым ударом. Пошли на авось – кто-то в верхах тоже, наверняка, очень сильно отмечал встречу этого Нового года. Ну, не бардак ли – это?

        После двух лет Афганистана подполковник Уваров вновь в гуще событий, обрушившихся на нашу страну в конце восьмидесятых – начало девяностых: Баку, Тбилиси, ГКЧП, расстрел Белого Дома. И если за «наведение конституционного порядка» (обхохотаться можно от такой формулировки) в Закавказье Уварова награждают медалями «За отличие в охране общественного порядка» и «За отличие в воинской службе» 1 и 2 степени, то за несогласие с преступной политикой в 1993 году тогдашнего руководства страны, в частности Б. Ельцина, его увольняют из армии в 41 (сорок один) год. Не дав дослужить боевому офицеру, орденоносцу до сорока пяти лет четыре года. Хорошо ещё, что уволили, не отобрав правительственные награды, не лишив пенсии. За что, конкретно, уволили? Будучи ответственным офицером по дивизии, он, во время расстрела Ельцинской кликой Белого Дома, предлагает командованию дивизии поднять части по тревоге и идти на защиту Белого Дома, на защиту Конституции. Результат известен.

        – Да, Палыч, тебе и сейчас явно не хватает команды: «Шашки под высь!»…

Август 2009 года,

Тула.

 

 

« назад