НИКОЛАЙ МАКАРОВ ПАМЯТЬ МАЯ 2022 года
26 апреля 2022
20 мая 2022 года
40 лет со дня гибели
афганца
ДОРОЖКИНА ВИТАЛИЯ ЮРЬЕВИЧА
Родился 30.03.1962 в совхозе Степной Ефремовского района Тульской области – погиб 20.05.1982 в Афганистане, похоронен на кладбище деревни Лобаново Ефремовского района.
Окончил восемь классов Лобановской средней школы и Елецкое техническое училище № 2.
В Афганистане с октября 1981 года: рядовой, радиомеханик роты связи в/ч пп 93992. За полгода службы в Афганистане принял участие в трёх боевых операциях.
20.05.1982 в составе своей роты выполнял боевую задачу по уничтожению банды мятежников в провинции Парван. В бою, разгоревшемся вблизи населённого пункта Вадукль, был смертельно ранен и скончался от ран.
Награждён орденом Красной Звезды (посмертно).
В Лобановской средней школе создан уголок его памяти. Особая экспозиция посвящена ему и в Ефремовском краеведческом музее.
26 мая 2022 года
40 лет со дня гибели
афганца
ЗУБЦОВА ЕВГЕНИЯ ВАСИЛЬНВИЧА
Родился 06.03.1956 в Киреевске Тульской области – погиб 26.05.1982 в Афганистане, похоронен на кладбище Киреевска.
В Афганистане с декабря 1980 года – прапорщик, инструктор отдельной мотострелковой бригады (в/ч пп 93992).
26.05.1982 колонна, которую сопровождал прапорщик Зубцов, вблизи населённого пункта Чаукаи, была обстреляна душманами. Организовав круговую оборону, Евгений начал выводить машины из-под обстрела. Был смертельно ранен, скончался на поле боя.
Награждён орденом Красной Звезды (посмертно).
28 мая 2022 года
60 лет со дня рождения
29 мая 2022 года
5 лет со дня смерти
афганца
БОРТНИЦКОГО ВЛАДИСЛАВА ВИТАЛЬЕВИЧА
(Из книги «Афганцы Тулы»)
НАЧАЛЬНИК КЛУБА
Бортницкий Владислав Витальевич,
родился 28.05.1962
во Львовской области
Украинской ССР –
умер 29.05.2017
в Туле,
похоронен во Львове.
– Если кто-то другой попросил бы о такой встрече, – непонятно начал разговор Владик Бортницкий, – то я ни за что бы, не согласился. Фотографии тебе подавай, расскажи, понимаешь, про Афганистан. Нет, ни за что бы, не согласился.
Я в недоумении пожал плечами, не понимая, что он этим хочет сказать и, не зная, что ему ответить.
– Ты сам видишь, что творится в нашем, так называемом, Афганском движении – поэтому ни в одну организацию и не вступаю. А с тобой встретился только потому, что помню добро. И альбомы-книги тобой пишутся не для «галочки», а от всей души.
Я опять молча пожал плечами, опять не понимая его последних слов.
– Владик, какое добро?
– Ты в своё время достал мне семейную путёвку в Сочи, летом. И жене сегодня сказал, что иду на встречу с нашим благодетелем, который обеспечил нам самый лучший за всю службу летний отпуск. Это мне-то – начальнику клуба и мечтать было нельзя о таком.
Но я об этом не помнил. Мало ли кому за свою бытность мне пришлось помогать с санаторными путёвками. Разве всех упомнишь? Да, и надо ли об этом помнить? Это была моя работа. А что путёвки были сверх лимита, так это сугубо мои личные наработки в вышестоящих военно-медицинских учреждениях. Главное, чтобы другие помнили тобой сделанное добро, а негодяем сроду не был и подлости никому не творил. Так ему и сказал.
– Нет, не скажи, – продолжал Бортницкий, – твой начальник, сколько к нему не обращался, даже слушать об этом не хотел. Сейчас к нему – гляди, как взлетел, не ушибся бы, падая с такой высоты, – и не обратишься с просьбой какой. Да, честно говоря, не только обращаться, но и просто общаться с ним нет никакого желания.
– Может, вернёмся к нашим «баранам»?
– О чём рассказывать-то? В восемьдесят третьем году окончил Львовское высшее военно-политическое ордена Красной Звезды училище. До 2001-го года, то есть до увольнения из Армии, исключительно – начальник клуба: батальона в «учебке», полка, дивизии. В Тульской, 106-й – с 87-го, после Афганистана. Югославия ещё была. О чём рассказывать-то?
Погляди на него – рассказывать ему нечего? А орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени и медаль «За боевые заслуги» – за Афганистан. И орден Мужества – за Чечню. ООНовские медали.
И если с Югославией всё более-менее понятно, то в Афганистане, будучи начальником клуба артиллерийского полка 103-й дивизии, гвардии капитан Бортницкий совершил двенадцать боевых выходов, исполняя обязанности замполита батареи. И надо было видеть его сияющие радостью глаза (причастен, причастен и он, как и каждый офицер полка, какую бы должность он не занимал, к отсутствию боевых потерь), когда Владик (вообще-то, Владислав, но по старой «школьной» привычке мы друг к другу обращаемся без пиетета) рассказывал, что за время его пребывания в Афганистане, в их полку было всего два «двухсотых». И те, по большому счёту, – глупые, не боевые, потери.
– Про Чечню не буду, не проси. Я и так тебе, сколько фотографий принёс.
– Да, ты особо ни о чём и не рассказывал-то.
Мы на прощание обнялись, как и при нашей встрече.
4 декабря 2010 года,
Тула.