Новости и события

Главная / События и новости

НИКОЛАЙ МАКАРОВ ПАМЯТЬ ОКТЯБРЯ 2024 года

06 октября 2024

 

11 октября 2024 года

исполнилось бы 60 лет

афганцу

ЩЁЛОКОВУ АЛЕКСАНДРУ ЮРЬЕВИЧУ

 

Родился 11.10.1964 в Туле – погиб 05.09.1984 в Афганистане, похоронен на городском кладбище Тулы.

В Афганистане с августа 1984 года: рядовой, радиотелеграфист в/ч пп 51883.

Награждён орденом Красной Звезды (посмертно).

 

13 октября 2024 года

исполнилось бы 60 лет

ПОЛЯКОВОЙ ЭЛЛЕ ЛЬВОВНЕ
(Из книги «Афганцы Тулы»)

 

АФГАНСКИЕ ПИСЬМА

 

Полякова (Алёшичева) Элла Львовна,

родилась 13.10.1964

в Туле –

умерла 20.06.2006

в Туле.

 

Дней через десять после показа по Тульскому телевидению сюжета о третьем выпуске книги-альбома «Мои афганцы» раздаётся телефонный звонок с телестудии. Звонит корреспондент Сергей Митрофанов, бравший у меня интервью. Из разговора с ним выясняется, что меня всё это время, прошедшее с показа сюжета, разыскивает женщина, у которой в Афганистане два года работала медицинской сестрой племянница. Сергей диктует мне телефон Зои Петровны и… Зоя Петровна оказывается моей давнишней знакомой. Договариваемся о встрече с ней и с отцом Эли Поляковой, к сожалению, безвременно умершей.

– Как мы её только не отговаривали, – вспоминает Лев Павлович, украдкой промокая глаза, – как ни уговаривали отказаться от затеи поездки в Афганистан. Я ей приводил, казалось, три убедительных причины, по которым ехать туда категорически опасно. Во-первых, там элементарно могли убить; во-вторых, запредельная концентрация мужиков, со всеми отсюда вытекающими последствиями; в-третьих, смертельные инфекционные болезни. Ни уговоры, ни доводы, наконец, ни слёзы матери – ничего не помогло. И если первые две причины её благополучно миновали, то третья… За полгода переболела и брюшным тифом, и гепатитом, и малярией, но не вернулась досрочно, а отслужила весь контрактный срок.

– Через год, – настал черёд вспоминать тёте, Зое Петровне, – приезжает Элка в отпуск с огромным, неподъёмным чемоданом. Думаете, барахло привезла? Книги, одни книги пёрла из Афганистана. Что рассказывала? Пару-тройку случаев. И все какие-то происшествия у неё, на первый взгляд, смешные, юморные. На первый взгляд. Ну, например, как их почти весь личный состав медроты повар спас от неминуемой гибели, по каким-то причинам задержав ужин на полтора-два часа, тем самым отсрочив показ в клубе кинофильма. И в это отсроченное время «духи» прямым попаданием накрыли клуб – никто не пострадал. Или, как они весь день пекли раненым солдатам блины: только разогреют сковороду, только «первый блин выйдет комом», как привозят раненых и так несколько раз в этот злополучный день. А блины медсёстры всё-таки испекли для своих подопечных – только поздно вечером.

Краткая биографическая справка.

После окончания в 1982 году Тульского медицинского училища, работала медицинской сестрой на станции «Скорой помощи». С декабря 1985 года по декабрь 1987 года работала медицинской сестрой в медицинской роте 860-го отдельного мотострелкового полка, дислоцировавшегося в городе Файзабаде, Афганистан. В 1997 году окончила Московскую медицинскую академию имени                       И. М. Сеченова, работала в отделении патологии новорождённых 1-ой Тульской городской больницы.

Двое детей: Настя – 21 год, Ксения – 13 лет.

За два года, что Элла Полякова провела в Афганистане, она получила почти полтысячи писем и столько же написала сама. Отрывки из некоторых Эллиных писем, любезно представленных мне отцом, с небольшими сокращениями и исправлениями выношу на суд читателя.

«ДРА, г. Файзабад, 7.06.86 г.

…А знаете, вчера нам с Файзабада привезли тяжёлые роды; уже не было надежды, что малыш родится живым. Но всем смертям назло, родилась такая хорошенькая девочка: глазки чёрненькие, как пуговки. Пищала потом целый день; берёшь её на руки – молчит, а лежать на кровати одна не хочет. Такое чудо, наверное, самое прекрасное в нашей жизни. Трудно описать те чувства, которые охватывают, когда держишь на руках тёплый, живой комочек. Это же – наши советские медики подарили жизнь человеку. Сегодня их уже отправили домой…».

«ДРА, г. Файзабад, 16.07.86 г.

…вчера все вместе читали газету «Фрунзенец» об операции в ущелье Пардудж, там рядом наша точка Бахарак. Весь май наш полк там сидел, столько отдано сил, человеческих жизней. А оказывается, это «зелёные» (народная армия) разгромила банду. Про наших – даже ни слова. Обидно ребятам! «Зелёные» больше мешали, чем помогали…».

«30.03.87 г.

…А папочка должен дать мне слово, что не будет так переживать из-за работы. Ведь от того, что ты рвёшь свои нервы, ничего не изменится. А здоровье надо беречь. Сходи, пожалуйста, в поликлинику и сделай флюорографию. Хорошо? Дайте мне слово, следить за своим здоровьем и не обижать друг друга.

У меня всё хорошо. Вчера уже отработала первую смену. Работы сейчас много. Вчера все вернулись с боевых. Вечером собрались попить чаю. Погода стоит плохая, холодно, дождь. Я хожу в сером костюме. Все прямо завалили меня комплиментами. Вертушек давно не было, сидим без солярки, а значит – и без света. Но это – ерунда.

Ходила к моим мальчишкам. Они окружили меня: наперебой рассказывают новости. Просидела с ними весь вечер. К нам пришли молодые солдаты. Они входят, ребята им говорят: «Идите сюда, познакомьтесь. Мамочка приехала!».

Вот какие они, у меня дети. Вчера пришли с боевых, знаете, какая там была война? Всем нашим ребятам начмед написал наградные «За отвагу». Вот такие они: и дети, и герои!..».

«23.04.87 г.

…Сейчас у нас в отделении лежит афганец – губернатор города, такой интеллигентный, очень хорошо говорит по-русски. Уколы только мне даёт делать, как увидит на улице, зовёт, или ждёт, когда приду на смену. Видите, как уважают…».

«28.05.87 г.

…Вчера у нас был такой хороший день. Сначала встречали вертушки, они привозили с операции, которая прошла более-менее удачно, результаты неплохие. Вы даже не представляете, как приятно видеть уставшие, запылённые лица, улыбки. Они все – большие герои. Бой был тяжёлый, расстреливали в упор. У нас тоже есть легкораненые, но это ничего – мы их подлечим. Так, что всё – нормально.

А вчера мы провожали нашего любимого доктора-терапевта домой. Расставаться всегда грустно, а в Афганистане – вдвойне, мы же все здесь, как родные.

Вот так я и живу, немного скучаю по вас, а в остальном – всё нормально…».

«6.08.87 г.

…Сейчас сижу в реанимации, ночь. Рядом такой мальчишечка хороший – красивый, высокий и без ноги… за что? Почему так жестока жизнь? Ведь ему – 19 лет. Обидно за них, за из жизни, отданные неизвестно за что. Я жива-здорова, так, что за меня не волнуйтесь, всё нормально, работы много. Но это – даже хорошо: время бежит быстрее, и чувствуешь, что ты здесь не просто так, что нужна этим мальчишкам,     у которых нет рядом мамы, которых некому пожалеть…».

– Ни разу не пожаловалась, – заканчивает нашу встречу Лев Павлович. – Жалко, мало ей было отмеряно на этом свете. Земля ей пухом…

Август 2011 года,

Тула.

 

 

 

25 октября 2024 года

5 лет со дня смерти

афганеца гвардии майора

ЕГУНКОВА СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА

(25.01.1952 – 25.10.2019)

 

 

 

 

Из книги Николая МАКАРОВА

 

Гвардейцы 106-й воздушно-десантной Тульской

 

МОЙ ДРУГ ДЕТСТВА

 

Егунков Сергей Михайлович,

родился 25.01.1952

в городе Жердевке

Тамбовской области

умер25.10.2019

в Туле.

 

– Колюха, ты меня не узнаёшь, что ли? – С этими словами ко мне обратился в далёком семьдесят втором (подумать только – сорок лет назад!) гвардии лейтенант Серёга Егунков.

…Нас, молодых лейтенантов 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени, окончивших не родное Рязанское десантное училище, собрали в       51-м парашютно-десантном полку, который в то время дислоцировался на улице Коминтерна.

Туле ещё не присвоили звание города-героя. Собрали, значит, нас для прохождения «курса молодого бойца», то есть собрали, чтобы провести с нами воздушно-десантную подготовку, после которой мы должны были совершить три парашютных прыжка. И, хотя, у всех нас рядом с военным «поплавком» по праву принадлежности к элитным войскам красовался знак «Гвардия», и, хотя,  многие имели по несколько парашютных прыжков, в негласном «табели о рангах» мы ещё именовались презрительно «мобутой».

 «Гордись советская мобута, что ты одета и обута» – это не про нас, это про другие войска, исключая морпехов и моряков, лётчиков и «стратегов», но даже шуточно–прикольной «мобутой» мы быть не хотели. И поэтому рвались в бой, рвались совершать парашютные прыжки, но… но в октябре–ноябре – нелётная погода. Две недели – теоретический курс, укладка основного и запасного парашюта, занятия на всевозможных тренажёрах в парашютном городке, прыжки с парашютной вышки и т. д., и т. п.

Вот, в начале-то этого самого «курса молодого бойца» ко мне  и подошёл стройный поджарый лейтенант…

– Колюха, ты меня не узнаёшь, что ли?..

– Честно говоря, что-то не припоминаю. – Промямлил в растерянности в ответ. Сам же вращаю мозговые шестерёнки – аж, пар идёт! – в одно время в Рязани учились: он – в училище связи, я до четвёртого курса – в медицинском институте; может, где и пересекались. Земля-то Рязанская – тесная.

– Нет, не в Рязани.

– Тогда – сдаюсь!

– Вспомни шестьдесят четвёртый год.

Ладно – вспомнил, припомнил: ни хре… то есть, полный провал памяти.      И это, то есть, провал памяти – в такие молодые годы.

– Не морщи репу. – Сжалился Сергей. – Вы, деревенские, приходили к нам в пионерлагерь играть в волейбол и футбол.

– Всё, вспомнил – точно в то лето мы вас городских под «ноль» в волейбол разделали…

– А в футбол – мы вас…

– Но – не под «ноль». – Я опять наморщил «репу». – Серёга, убей Бог, но тебя не припомню, извини…

– Да, чего – там: вас, деревенских-то было с десяток, а нас – «цельный» лагерь… пионерский. Всех разве упомнишь.

Невероятности на этом не закончились. Оказалось, что он в Жердевке в одном классе учился с моим двоюродным братом Шемонаевым Сергеем.

Естественно, наше повторное знакомство было незамедлительно продолжено в дружеской непринуждённой обстановке за рюмкой, естественно, «чая».

Что ещё?

Теперь мы оба – на пенсии, оба – гвардии майоры в отставке.

Ещё – что?

Серёга Егунков воевал в Афганистане, награждён орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, многими медалями.

Ах, да – дружим семьями… сорок лет (подумать только!).

 

Июль–август  2012 года,

Тула.

 

25 октября 2024 года

исполнилось бы 50 лет

ЩЕРБАТЫХ АЛЕКСЕЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ

 

Родился 25.10.1974 в посёлке Строительный Киреевского района Тульской области – погиб 12.04.1996 в Чечне, похоронен на кладбище села Пятницкого Киреевского района.

Осенью 1993 года призван в ряды Российской армии. После срочной службы – служба по контракту в в/ 62892.

Награждён орденом Мужества (посмертно).

 

27 октября 2024 года

40 лет со дня гибели

АРХИПОВА НИКОЛАЯ АНАТОЛЬЕВИЧА

 

Родился 02.01.1949 в Туле – погиб 27.10.1984 в Афганистане, похоронен на кладбище посёлка Горелки (Тула).

В 1968–1970 годах – срочная служба в рядах Советской армии.

В Афганистан неоднократно летал с декабря 1979 года по октябрь 1984 года: прапорщик, старший воздушный стрелок 128-го гвардейского военно-транспортного авиаполка.

Награждён орденом Красной Звезды (посмертно).

 

 

« назад