НИКОЛАЙ МАКАРОВ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ОКТЯБРЯ
27 сентября 2018
16 октября 2003 года
трагически погиб афганец
ЗОЗУЛИН ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ
(Из второй книги «Афганцы Тулы»)
ЗОЗУЛИН Владимир Викторович
Родился 05.02.1960 в Алма-Ате – трагически погиб 16.10.2003 в Туле.
Гвардии майор медицинской службы.
В 1983 году окончил Томский военно-медицинский факультет, по окончании которого служил в 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии в Туле. Из рядов Российской Армии уволен в 2002 году.
Участник боевых действий в Афганистане (1985–1987) – врач 2-го батальона 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка (Баграм).
Награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями.
18 октября 2008 года
умер афганец
ЩЕКОЧИХИН ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ
(Из книги «Суворовцы Тулы»)
С НЕГО БРАЛИ ПРИМЕР
Щекочихин Владимир Константинович,
родился 15.08.1945
в городе Люберцы
Московской области –
умер 18.10.2008
в Туле.
Вот так всегда: жив человек – вроде всё о нём знаешь, вроде, как с ним пусть и не пуд, а полпуда соли за службу съел, вроде при жизни и расспрашивать-то Володьку (пожалуй, насколько припоминается, мне одному позволялось так к нему обращаться) Щекочихина было как-то неприлично, что ли. Всегда подтянут – в форме ли, в гражданской одежде; всегда выбрит до синевы может даже и стрелками на брюках; в зеркально вычищенной обуви можно заметить его очень мудрые, всегда немного печальные проницательные глаза.
Не расспросил, не написал, а за локоток-то свой и не укусишь. Пришлось по крохам собирать какую-либо информацию у сослуживцах о гвардии подполковнике в отставке Владимире Щекочихине и рыться в закоулках своей памяти (как никак с ним служил в одном – первом батальоне, в одном полку – 51-ом, в одной дивизии – 106-й гвардейской воздушно-десантной Красно – знамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии).
«…Гвардии капитан Щекочихин – дежурный по полку. Как и всякому дежурному, ему положено в суточное дежурство четыре часа законного отдыха, сна то есть. И что же наблюдается? Немного распустив ремень портупеи, Щекочихин читает в подлиннике, привезённым ему кем-то из его бывших однокашников-суворовцев, фолиант об Уотергейтском деле.
Оно ему надо?
– Тренировка языка и памяти. – Лаконичный ответ Щекочихина…
…2005 год. Министру иностранных дел Игорю Иванову – 60 лет. В одном из московских ресторанов он собирает личный состав взвода, с кем учился в Московском суворовском училище. Иванову преподносят громадную банку сгущенного молока («сгущёнка» – самое «крутое» лакомство воспитанников суворовских училищ) и огромный гвоздь (гвоздь – для пробивания двух дырочек в банке). В ответ Министр достаёт заламинированный «Боевой листок» и читает буквально следующее: «Суворовец Владимир Щекочихин взял шефство над суворовцем Игорем Ивановым по изучению английского языка. За два месяца занятий суворовец Иванов выдвинулся в число лучших суворовцев по знанию английского языка и за четверть получил отличную оценку»…
…Командир батальона молодых солдат гвардии майор В. Кудрявцев («Канарис» – давно пенсионного возраста начальник разведки 51-го гвардейс – кого парашютно-десантного полка) проводит с офицерами разбор учебного дня. Кого-то хвалит, кому-то делает замечания. Поднимает Щекочихина, и все… в шоке от слов Кудрявцева: «Вы зря, товарищ капитан, проситесь на должность начальника разведки полка». Щекочихин побледнел до корней волос и – выдержки его позавидует любой и каждый – спокойно отвечает:
– Я никогда ничего ни у кого не прошу.
Меньше чем через месяц «Канариса» с почестями провожают на заслуженную пенсию, а гвардии капитана Владимира Щекочихина назначают начальником разведки полка.
Кого, как не его?..
…В третью роту после училища взводным приходит лейтенант Терновский. Через полгода на строевом смотре командир полка проверяет готовность офицеров к новому учебному периоду. А у Терновского – то ли поленился, то ли ещё по какой причине – в тетради с конспектами по проведению занятий с личным составом всего две – из всех остальных – темы написаны не его рукой (солдатской рукой, козе понятно). По закону подлости командир полка выборочно открывает именно эту тетрадь и именно на тех страницах. Естественно, командир полка делает замечание командиру роты гвардии капитану Щекочихину. И что Щекочихин?
– Александр Юрьевич, мне очень неудобно делать Вам замечание…».
– Ты знаешь, – с какой-то потаённой гордостью признаётся мне гвардии подполковник в отставке Александр Терновский, – для меня за всю последующую жизнь более сурового наказания никогда не было. И более порядочного, более щепетильного офицера, да что офицера – человека я не встречал…
Краткая биографическая справка:
– в 1962 году окончил Московское суворовское военное училище;
– в 1962–1966 годах – учёба в Рязанском высшем воздушно-десантном командном дважды Краснознамённом училище имени Ленинского Комсомола;
– 10.12.1981 – 27.10.1983 – участник боевых действий в Афганистане (начальник разведки 317-го гвардейского парашютно-десантного полка; исполняющий обязанности начальника отдела кадров 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии);
– 1983 год – тяжёлое ранение в Афганистане (компрессионный перелом позвоночника – вторая группа инвалидности);
– награждён медалью «За боевые заслуги» (1968), другими медалями.
Февраль 2013 года,
Тула.
22 октября 2018 года
исполнилось бы 75 лет
афганцу
КУЦУ АНАТОЛИЮ НИКОЛАЕВИЧУ
(Из книги «Афганцы Тулы»)
НЕРАЗГОВОРЧИВЫЙ ЗАМПОЛИТ
Куц Анатолий Николаевич
родился 22.10.1943
в Приморском крае –
умер 16.07.2018
в Туле.
Казалось бы, у замполитов рабочий инструмент всегда при себе, в любой ситуации и любой обстановке замполиты для любого бойца найдут нужные слова, любого бойца поднимут, если надо, в атаку. То есть, выражаясь более понятно, замполиты могут «трепать» языком без устали и перерывов на обед весь рабочий день с хвостиком. Могут… И мой давнишний знакомый и сослуживец по 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии гвардии полковник в отставке Толя (для меня он – Толя или, в крайнем случае Анатолий) Куц тоже может. Но, вот ведь заковыка – о себе, хотя бы о своём пребывании в Афганистане, слова из него приходится вытягивать клещами. И это при всём при том, что он в 1969 году окончил Львовское высшее военно-политическое училище и всё свою офицерскую жизнь проработал (прослужил?) политработником, или, как кому нравится, замполитом в войсках. Статус его, в конце концов, обязывает быть разговорчивым, а он отделывается словами из анкеты: «был», «участвовал», «имею» и т. д., и т. п.
…На глазах всех находящихся на КП дивизии внизу в ущелье наш танк подорвался на минах. До подбитого танка 3–4 километра. На бронированном тягаче гвардии майор Куц с экипажем в три человека более-менее благополучно преодолевают это расстояние под шквальным ружейно-пулемётном огне «духов». И под не стихающим обстрелом умудряются прицепить трос к подбитому танку и опять же на глазах всех находящихся на КП дивизии вытянуть злополучный танк к своим, при этом сами не получив даже царапины. И когда командир дивизии спросил Куца, как его поощрить: или звание на ступень выше, или орден, то, естественно, Анатолий выбрал «звание». А орден Красной Звезды он заслужил пятью участиями в боевых операциях и восемнадцатью сопровождениями колонн.
От себя добавлю, что в Афганистане Анатолий Куц находился с ноября 1983 года по ноябрь 1985 года в должности замполита отдельного ремонтно-восстановительного батальона 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии; в 106-й служил с 1985 года до увольнения из рядов Советской Армии в 1989 году; в настоящее время возглавляет Тульский городской Комитет ветеранов войны и военной службы; в 2010 году награждён тульским знаком «За заслуги перед городом» 2-й степени.
Январь 2011 года,
Тула.
28 октября 2018 года
исполнилось бы 70 лет
афганцу
ПУЗАНКОВУ ВЛАДИМИРУ МИХАЙЛОВИЧУ
(Из второй книги «Афганцы Тулы»)
ВОПРЕКИ БУКВОЕДУ
Пузанков Владимир Михайлович
родился 28.10.1948,
в Орловской области –
умер 30.11.2015
в Туле.
Без фотоаппарата Володьку Пузанкова трудно себе представить…
– Подождите. – Скажет какой-нибудь буквоед в чеховском футляре. – Какой он вам – Володька? Владимир Михайлович, прошу любить и жаловать. Товарищ гвардии подполковник в отставке. Трижды орденоносец. Шестидесяти лет с небольшим хвостиком от рода. Подходить строевым шагом и обращаться к нему только на «Вы!». И никакого панибратства.
Отвечу словами Маяковского:
– Профессор, снимите очки-велосипед… Какие – шестьдесят с хвостиком? Любому пацану даст фору: «три зелёных свистка» и Володька Пузанков со своим фотоаппаратом (или фотоаппаратами) при любой погоде (для него любая погода – благодать) мчится на фотосъёмки.
Какие у него фотоснимки, какие фотосюжеты – их надо видеть, осязать, ощущать каждой клеткой, каждой своей молекулой, сидя с рюмкой пятизвёздочного (не поддельного!) коньяка и под треск берёзовых полешек в камине слушать его комментарии. И переживать с ним, медленно, с замиранием сердца, погружаясь в эту бесподобную фотолетопись.
Портреты десантников разных поколений. Юные десантники. Учения. Парашютные прыжки. Афганистан: кровавая война и отдых после боя. Рязань. Тула. Встречи с сослуживцами. Куликово поле. Поклонная гора. Ясная Поляна. Союз десантников России. Союз ветеранов Афганистана.
Фотографии, фотографии, фотографии…
Стоп!
Нет у него фотографий до семьдесят девятого года. Не увлекался он фотографированием до осени семьдесят девятого года.
– И что это – за Рубикон такой: осень семьдесят девятого? – Наверняка ехидно спросит наш буквоед в чеховском футляре.
Привожу небольшой отрывок из книги «Записки батальонного врача»:
...Чита. ЗабВО. Анекдотичный Забайкальский военный округ. Который всегда готов.
...Конец февраля – начало марта. Одна тысяча девятьсот семьдесят девятый год. Наша Тульская дивизия «бряцает оружием» в Забайкалье. Совместно с другими войсками. У границы с Китаем проходят грандиознейшие учения. Наша (десанта) задача прыгнуть, т. е. десантировать один полк. В полном составе. И технику. И людей...
...Десантируется Рязанский полк. От его результатов (от десантирования) зависит дальнейшая участь всей дивизии. Или улетаем обратно. Или остаёмся здесь.
Полк десантируется во главе с командиром полка гвардии подполковником Топоровым. На гостевых трибунах на краю площадки приземления – всё руководство Монголии, Советская партийная и военная элиты. Командование ВДВ. И ветер. Более 20 (двадцати!!!) метров в секунду. Но никто не взял на себя ответственность отменить десантирование в такую смертельно-опасную погоду. На каменистую площадку пустыни Гоби.
Из первого самолёта (Ил-76) вываливаются большими утюгами три единицы техники. Автоматика работает отлично. Купола раскрываются вовремя. Идёт штатное приземление. Удар о землю. И… Купола огромных грузовых парашютов резко надуваются порывами ветра. Техника, словно пустые спичечные коробки, несётся, кувыркаясь за этими импровизированными парусами. Корёжа, ломая металлические конструкции, словно спички.
Из второго самолёта десантируется личный состав (начальство, видя, что творится на площадке с техникой, ограничивается пока десантированием из одного самолёта). За командиром полка, параллельным курсом мчится «УАЗик»: на спидометре – более шестидесяти километров в час.
Итог этого, из двух «Ил-76» десантирования:
– Четверо – груз «200», т. е. трупы;
– Тяжёлых травм – около двадцати; у всех остальных – лёгкие травмы;
– Груда металла из трёх единиц техники;
– Возвращение Тульской дивизии на места постоянной дислокации...
– А Пузанков при чём? – Не унимается буквоед в чеховском футляре.
Всё при том, при том. Тогда пятым грузом «200» был именно гвардии старший лейтенант Владимир Пузанков, заместитель командира разведывательной роты по связи Рязанского 137-го парашютно-десантного полка.
…При приземлении он хотел отцепиться от подвесной системы парашюта и отделаться лёгкими ушибами. Но шквальный ветер был совсем другого мнения и его, как и других десантников, волокло по каменистому плато. Кому-то повезло больше, кому-то повезло меньше. Пузанковым парашют совместно с разбушевавшейся стихией «пропахал» печальнознаменитую пустыню Гоби целых восемнадцать километров, пока злосчастный купол не погасил на своей машине заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Калинин.
Потом?
Потом двое суток в труповозке вместе с четырьмя «двухсотыми» в ожидании «цинка».
Потом?
Потом, для придания лицу более-менее человеческого вида, доктор очищает ложкой полость рта от набившейся толики этой самой пустыни.
Потом?
Потом вдруг обнаруживается, на радость всем, что пятый – не «двухсотый»!
Потом?
Потом полгода госпиталей, орден Красной Звезды и страстное, на клеточном уровне, желание заняться фотографией. Осенью семьдесят девятого года по выходу из последнего, крайнего госпиталя он и приобрёл свой первый фотоаппарат. И стал не только заядлым – не поворачивается язык назвать его фотолюбителем – стал настоящим фотографом-профессионалом. Его снимки стали появляться во многих газетах и журналах, его снимки стали иллюстрациями во многих книгах наших писателей, особенно тех, кто пишет об Афганистане.
– Снимки снимками, – не унимается старый знакомый буквоед в чеховском футляр, – а фамилии-то Пузанкова под этими снимками нет.
– ??? – Это – мой немой вопрос с застывшей на полпути рюмкой конька. Пятизвёздочного. Не дешёвой подделки.
– Да, ради Бога! Я не в претензии. Мне не жалко. Пусть пользуются моей добротой. Общее дело делаем. Чем больше будет снимков, чем больше будет написано, тем лучше будет для всех. Особенно – для нынешней молодёжи, для нынешних школьников. Кто, как не мы расскажем лучше других о той, Афганской, войне. Нашей войне. А славой, – что славой? – славой сочтёмся
За ту, за его, за мою, за войну нашего поколения у Владимира Михайловича Пузанкова (– Наконец-то, – не мог обойтись без реплики неугомонный буквоед в чеховском футляре, – наш герой назван по полной форме.) – орден Красной Звезды и орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени.
– Конкретно – за что награды? – Никак не угомонится этот, уже порядком надоевший, буквоед в чеховском футляре.
– Красная Звезда – за Панджшер-1 и Панджшер-2, второй орден – за операцию «Магистраль». Подробности – в наградных листах.
Ясень пень – не за хорошие глаза награды, не за его фотографии, не за сидение в тылу. Он же – разведчик! Его работа (война – это работа, ещё какая работа, особенно, для профессионалов) на переднем крае, а чаще – за передним краем, в тылу противника.
– А…
– Ну, его, этого буквоеда в чеховском футляре, – не выдерживает Володька (Володька, Володька – для меня: Володька). – Третий тост!
– За тех, кто не вернулся! Земля им – пухом!
Мы, стоя, молча, не чокаясь, под треск берёзовых полешек в камине его дома, опорожняем свои рюмки с пятизвёздочным коньяком. Не дешёвой подделкой. Ноябрь 2009 года,Тула.
ФОТОРЕПОРТЁР
О гвардии подполковнике В. Пузанкове знают не только все афганцы Тулы и области, знают не только десантники и афганцы страны, знают в странах и ближнего, и дальнего зарубежья. Знают его лично, знают по его фотографиям.
В газете «Молодой коммунар» 25 декабря 2009 года – да, да, тридцатилетие ввода Советских войск в Афганистан – опубликованы афганские фотоснимки Владимира Пузанкова и мои небольшие комментарии к ним.
Молодые десантники принимают Присягу – Пузанков с фотоаппаратом…
Проходит встреча ветеранов – Пузанков с фотоаппаратом…
Открытие памятника, мемориальной доски – Пузанков с фото – аппаратом…
Проводы призывников в армию – Пузанков с фотоаппаратом и напутственным словом к будущим защитникам Родины…
Встреча со школьниками – Пузанков с фотоаппаратом и с потрясающим рассказом о своей службе, о войне в Афганистане, о боевых действиях на Северном Кавказе…
Из семьи рабочего. В 1966–1969 годах – учёба в десантном взводе Рязанского училища связи, после окончания которого – служба на различных должностях в 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии. Участник боевых действий в Афганистане – помощник начальника разведки 103-й гвардейской воздушно-десантной ордена Ленина Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии имени 60-летия СССР. В 1988–1992 годах – старший помощник начальника разведки, в 1992–1994 годах – помощник начальника штаба 106-й.
Награждён орденами Красной Звезды (2), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, многими медалями, в том числе – «За отвагу на пожаре».
Задаю вопрос:
– Через прицел автомата и через объектив фотоаппарата восприятие мира сильно разнятся?
– Абсолютно разное. Как ты выразился, «через прицел автомата» в Афганистане приходилось смотреть не часто, несмотря на мои неоднократные просьбы участвовать в «боевых».
– Фотоаппарат?
– Не совсем, хотя фотоаппарат всегда был со мной. В мою основную задачу в Афганистане входила работа с аэрофотоснимками.
Из воспоминаний полковника в отставке Вячеслава Подшибякина, участника боевых действий в Афганистане:
«В результате кропотливой работы с аэрофотоснимками гвардии капитана Пузанкова было выявлено немало оборонительных сооружений, складов душманов, их караванов. За это ему сейчас благодарны многие однополчане.
При проведении операции «Магистраль» Владимир Михайлович Пузанков успешно проделал специальную фоторазведывательную акцию – спектрозональное фотографирование маршрута движения наших колонн по горным дорогам. Суть этой акции заключается в том, что один и тот же участок местности сканируется специальной аппаратурой с вертолёта с разницей в несколько суток или часов. Сравнение полученных снимков на спектрографе даёт возможность выявлять места установки мин и фугасов.
Полученные Владимиром данные немедленно передавались в отряды обеспечения движения. Трудно сказать, сколько солдатских жизней спас он тогда. В его зоне ответственности не было ни одного случая подрыва машин и боевой техники».
– Значит, прицел у тебя в Афганистане выглядел несколько необычно. И всё же – что снимал на той войне?
– Мои фотографии сами рассказывают, что пришлось наблюдать через объектив.
Фотоснимки Владимира Пузанкова публиковались и публикуются в областных и центральных газетах и журналах, к нему обращаются за помощью журналисты и писатели… Октябрь 2014 года,Тула.