НИКОЛАЙ МАКАРОВ ЮБИЛЕИ АВГУСТА 2022 года
25 июля 2022
16 августа 2022 года
70 лет
замполиту
ГАЙДАЙ АНАТОЛИЮ ВАСИЛЬЕВИЧУ
(Из книги «Политработники земли тульской»)
НАСТОЯЩИЙ КОМИССАР
Гайдай Анатолий Васильевич,
родился 16.08.1952
в Белорусской ССР.
Были в Красной Армии, были и в Советской Армии политработники, были, к сожалению, и так называемые, политрабочие. Были, были и комиссары, комиссары, которые поднимали бойцов в атаку, комиссары, которые первыми шли на врага, показывая пример героизма, комиссары, которые… В общем, Комиссары с большой буквы.
Гайдай, Анатолий Гайдай, гвардии майор запаса к таким Комиссарам и относился… Хотя, почему относился? Он и сейчас готов в любую минуту – дай только три зелёных длинных свистка – поднять, зажечь любую аудиторию на праведное дело. Да, что – аудиторию? Любую группу людей, любую толпу «сразить» наповал своим ораторским даром. Че Гевара, одним словом.
– Толь, я помню, как ты в семьдесят шестом году, после окончания Новосибирского политического училища, пришёл замполитом в первую роту 51-го полка. В то время, рота, которой командовал твой тёзка Толя Матуз, была одной из лучших в полку.
– Училище окончил с «красным» дипломом – поэтому меня и назначили в эту роту. А ты в то время был врачом второго батальона?
– Ты, что – забыл?
– Да, вспомнил: тогда наш первый батальон со вторым находился на уборке свеклы в Воловском районе и ты там был врачом на два батальона. Поэтому у меня сохранился и остался этот штришок в памяти о нашем знакомстве.
– Мне же помнится ещё и то, что ты всегда, как бы это, точнее выразиться, неудобным, что ли замполитом для твоих же вышестоящих начальников.
– Иначе и быть не могло. Я никогда не писал конспектов к политзанятиям с солдатами, никогда специально не готовился по определённой теме…
– Но говорить с любой аудиторией мог часами, не останавливаясь, на любую тему. Знаю, а начальству, особенно, проверяющим подавай конспекты. Конспекты, большей частью, переписанные из газет и журналов солдатами с хорошим почерком.
– Поэтому-то меня и держали после роты в сапёрном батальоне четырнадцать лет: восемь лет – секретарём партийной организации и шесть лет – замполитом батальона.
– Эх, не любит любое начальство и тогда, и сейчас, да, пожалуй, во все времена строптивых, неуступчивых, имеющих своё мнение и главное, это своё мнение отстаивающих, людей.
– Поступить по-другому – значит, наступить на горло своей песни, значит, не быть самим собой.
– Великолепно сказано…
22 марта 2010 года,
Тула.
20 августа 2022 года
60 лет
афганцу
ПЛОХИХ ЮРИЮ НИКОЛАЕВИЧУ
ПЕРВЫЙ «КАСКАДОВЕЦ»
Плохих Юрий Николаевич,
родился 20.08.1962
в Курской области.
В восемьдесят втором он вернулся из Афганистана, в восемьдесят третьем он встречался со своими сослуживцами по Афгану, в восемьдесят четвёртом…
– Встретились человек десять: поговорили, попили пива, а с нами, не припомню каким образом, оказались ребята из горкома Комсомола и предложили нам создать организацию ветеранов Афганистана. – Вспоминает Юрий Плохих, первый председатель Тульской афганской организации «Каскад». – Навещали вдов, матерей погибших, чем могли, помогали…
Затем в организацию пришли офицеры-афганцы и в «Каскаде» произошёл бескровный «переворот»: Плохих, будучи рядовым, «передал» свою должность более опытным, старшим товарищам. Работа закипела: организация даже построила «Афганский» дом в Заречье, организация стала участвовать в политической жизни города, стала зарабатывать деньги…
– Пошли деньги, – Юрий горестно вздыхает, – и пошли распри, пошли склоки, пошли конфликты в руководстве организации. Не выдержал – ушёл из «Каскада».
…В мае восемьдесят первого, после шести месяцев «учебки» в Союзе (98-я воздушно-десантная дивизия в Пскове и учебный центр 103-й воздушно-десантной дивизии под Витебском), Юрий оказывается в 130-м отдельном гвардейском инженерно-сапёрном батальоне 103-й гвардейской воздушно-десантной ордена Ленина Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии имени 80-летия СССР.
– Не только ставил мины на тропах, не только разминировал дороги, – переносится в Афганистан Юрий. – Поступили к нам БТР-80: всего один раз на стрельбище и успел из пулемёта по мишеням стрельнуть, как пришлось участвовать в крупной операции в Пандшере. Выдвигаемся, значит, в ущелье – впереди мост метров пятнадцати. Только проехали мост, как по нашему передовому БТРу открыл огонь крупнокалиберный пулемёт. Я его отлично вижу в прицел, вижу бородатых «духов» в чалмах, вижу, как вылетают пули из пулемёта. Даю очередь – на этот раз выполнял обязанности наводчика-оператора – пули ложатся выше, даю вторую – пули ложатся ниже, третью, четвёртую – пули справа, пули слева от противника, который не перестаёт по нам палить со страшной силой. Разозлился – и пятой, длинной очередью уничтожил этих долбанных стрелков.
А погибнуть в тот раз, в принципе, Плохих мог и не от пули или мины душманов. Перед ночёвкой бойцов предупредили, что возможен миномётный обстрел и поэтому – спать под техникой, имея над собой надёжную защиту. Проснулся Юрий от того, что под комбинезоном у него что-то зашевелилось. В полусне он вытащил, так и не поняв что, какую-то местную тварюшку и отбросил её в сторону. Через пару секунд голову обжёг укус этой тварюшки – сна, как не бывало: пульсирующая страшная головная боль, резкое повышение температуры, сухость во рту, полуобморочное состояние. И только молодой организм Юрия без последствий справился с укусом фаланги.
– Всего насмотрелся, – продолжает мой собеседник. – Во время одной операции рядом с границами Ирана и Пакистана врываемся в кишлак, производим зачистку местности и вдруг слышу, как из одного жилища раздаётся детский плач. Вхожу, а там, среди овечьих шкур, в пелёнках лежит грудничок и орёт во всё горло. Взрослых никого нет – или все погибли, или спрятались где, не успев захватить с собой мальца, не знаю. Но такая тоска взяла, такая злоба на эту войну, что слёзы навернулись…
Награждён медалью «За боевые заслуги», другими медалями.
Февраль 2011 года,
Тула.
24 августа 2022 года
70 лет
замполиту
ГОНЧАРОВУ ВЛАДИМИРУ ИВАНОВИЧУ
(Из книги «Политработники земли тульской»)
БЕЗ ЛЬГОТ НА ЖИЗНЬ ХВАТАЕТ
Гончаров Владимир Иванович,
родился24.08.1952
в посёлке Старомихайловском
Донецкой области
Украинской ССР.
Казалось бы, чего в службе-жизни замполита роты ли, батальона ли, другого политработника необычного и сверхординарного может произойти? Воспитывай солдат, строчи бумажки, проводи собрания, докладывай вышестоящему начальнику – рутина?
– Всего один случай. – Я сижу в кабинете начальника штаба по делам ГО и МЧС Тулагоргаз гвардии подполковника с завтрашнего дня в отставке (до 60 лет майоры и подполковники пребывают в запасе) Владимира Гончарова – моего давнишнего – аж, с 1976 года сослуживца по 106-й воздушно-десантной дивизии.
Из воспоминаний Владимира Гончарова.
«…1992 год. Из полка (полк – 51-й гвардейский парашютно-десантный полк: примеч. автора) убегает молодой солдат. В армии, как и во всей стране, страсти накаляются не по дням, а по часам, обостряя межнациональные конфликты. Месяц поисков солдата – скорее всего для проформы – оказался безрезультатным. Меня вызывают в штаб дивизии – в ту пору занимал должность замполита батальона связи – и предлагают-приказывают отправиться на родину сбежавшего солдата в горное селение Ингушетии (!!!).
В армии приказы не обсуждаются: мало ли что солдат не из моего батальона, а из полка, мало ли что… Рассуждать можно долго, а приказ выполнять всё равно надо.
Значит, приезжаю в Ингушетию, нахожу селение, нахожу семью – мать одна воспитывает сына. И сын рядом с матерью, никуда не бежит и не исчезает. И причина ухода из части донельзя банальная – подцепил заразную болезнь и испугался, что в роте над ним будут смеяться…
Встречают, как родного, накрывают стол, родственники тосты за Советскую Армию произносят – я ведь никому не сказал, даже мысли такой не было, что солдат сбежал из части, а я приехал, чтобы забрать его и отдать под военное правосудие.
Моё появление у них объяснил тем, что их земляк был отпущен на помощь матери в уборочной, да, видимо, поиздержался в дороге – вот, поэтому и послали за ним, чтобы помочь добраться обратно до части.
На следующий день меня повезли в горы к нарзановым источникам, на берегу горной речки накрыли «поляну» – как принято сейчас говорить. Сидим мирно беседуем с аксакалами, пьём водку, едим шашлык, хорошо, надо сказать, сидим – идиллия, одним словом. И тут на противоположном берегу речки нарисовываются трое верховых джигитов-чеченцев с автоматами Калашникова наперевес. Затараторили на своей тарабарщине с моими аксакалами, а те невозмутимо в ответ, что это, дескать, дальний родственник их, приехал в гости к ним. Хорошо, что я был в спортивном костюме, а не в форме – неизвестно, чем бы это встреча закончилась. Так состоялась моя встреча с боевиками задолго до войны…
Провожали нас по высшему разряду, приглашали непременно в гости – я стал для них, как родной человек. По приезде в Тулу, хотел оставить солдата у себя в батальоне связи, но закрутила текучка – будь она неладна; и моего «крестника» отправляют служить в Донской, в зенитный дивизион…
Проходит полтора года и как-то накануне первого мая в квартире раздаётся звонок. Открываю дверь: передо мной стоит – вся грудь в значках – и улыбается во весь рот бравый сержант. Еле признал того солдата, за которым ездил в Ингушетию. Естественно, приглашения в гости, естественно… – лет пять он писал мне письма…
А не разберись тогда с ним, отдай под трибунал, и что бы имели в результате? Непримиримого боевика со стопроцентной вероятностью…».
Вот, тебе и бумажки, вот, тебе и собрания-заседания.
Про почти подобный случай я и сам помню, когда Гончарова посылали в составе комиссии штаба ВДВ разбираться в Афганистан в одной неприятной ситуации с офицерами нашей дивизии. Разобрался, доложил, а 72 дня пребывания в Афганистане ему не засчитали, не записали в личное дело.
– Выходит, ты по «бумажкам-таракашкам» не был в Афганистане? И льгот у тебя нет? Имеется же приказ о том, что кто пересёк границу…
Гончаров пресекает мои праведные возмущения.
– Какие льготы? У тебя-то они есть?
Чешу «репу» – так, одна видимость, а не льготы.
– Мне и без этих мифических льгот на жизнь хватает.
Краткая биографическая справка:
– 1970–1972 годы – служба в учебном батальоне связи ВДВ в Каунасе (вначале – курсантом, затем – командиром отделения);
– 1972–1976 годы – учёба в Донецком военно-политическом училище во взводе связи;
– 1976–1997 годы – служба в 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии (замполит роты, секретарь партийной организации батальона, замполит батальоны связи, заместитель начальника политотдела дивизии);
– 1992 год – командировка в Приднестровье в составе миротворческих сил;
– 1995–1996 годы – командировка в Югославию в составе миротворческих сил;
– награждён орденами «За личное мужество», «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями «За боевые заслуги», Суворова, «За отличие в воинской службе» 1-й степени, другими медалями.
23 августа 2012 года,
Тула.