Николай Макаров Памятные даты октября (продолжение)
27 сентября 2018
3 октября 2018 года
исполнилось бы 75 лет
участнику боевых действий в Афганистане
ЧУРИКОВУ ЮРИЮ ТИМОФЕЕВИЧУ
(Из книги «Афганцы Тулы»)
РЕАНИМАТОЛОГ ЮРИЙ ЧУРИКОВ
Чуриков Юрий Тимофеевич
родился 03.10.1943
в Сталинграде –
умер в июне 2018 года
в Туле.
Вроде об организационно-штатной структуре медицинской службы Советской Армии учил два года на Военно-медицинском факультете в Томске, сдавал экзамены по ОТМС (Организация и тактика медицинской службы), но такой структуры…
– После окончания Сталинградского медицинского института в шестьдесят шестом году, – начинает свой рассказ подполковник медицинской службы в отставке Юрий Чуриков, – меня сразу призвали в Армию. Три года – начальник медицинской службы полка в Ракетных войсках стратегического назначения: Забайкалье, Подмосковье.
– Подожди. Ты обещал…
– В шестьдесят девятом году назначают меня старшим ординатором в противошоковое отделение отдельного медицинского отряда…
– По численности и функциональным обязанностям приблизительно равный медсанбату, – опять перебиваю Чурикова.
– За небольшим исключением: в этом ОМО было развёрнуто только пять (!!!) коек в двух палатах.
– ???
– Одна палата на одну койку – лично для дорогого Леонида Ильича Брежнева, вторая палата на четыре койки – для членов его семьи.
– Понятно, что к чему.
– Это – не всё. Наш и ещё один такой же отряд постоянно участвовали в учениях с полным развёртыванием: и летом, и зимой.
– Досталось тебе.
– Молодой был – тревоги, командировки, как-то проходили без последствий для здоровья. Да, что тебе рассказывать об этом – сам, поди, таким же был.
– Таким, таким.
– После ОМО – начальник отделения реанимации и анестезиологии в Ярославском госпитале, затем – в Центральном госпитале в Монголии.
– В восемьдесят первом ты осел в Туле.
– Да, в этом году я пришёл в наш Тульский гарнизонный госпиталь, в котором, через два года с приходом из Афганистана Станислава Ивановича Елизарова, начал с нуля создавать отделение анестезиологии и реанимации.
– И в восемьдесят седьмом сам «загремел» в Афганистан.
– Приказ есть приказ и никуда от него не денешься.
Первое лирическое отступление:
С первого сентября 1987 года по четвёртое января 1989 года подполковник медицинской службы Юрий Чуриков проходил службу в инфекционном госпитале в Баграме, в отделении реанимации. Госпиталь был развёрнут на пятьсот коек, и сорок коек занимало реанимационное отделение, в котором, в буквальном смысле слова, медицинский персонал вытаскивал с того света тяжелобольных (тяжелейше – больше подходит это слово) с брюшным тифом, вирусным гепатитом А, амёбной дизентерией, дифтерией.
– Юра, кишечные инфекции – понятно, а дифтерия – откуда? Кстати, о таком же случае вспышки дифтерии мне рассказывала Ольга Саратова.
– Кто его знает, откуда появилась у нас дифтерия – всего десять случаев, но невероятно тяжёлых. Ни на минуту не отходили от этих больных и не напрасно: ни одного не потеряли. Спасло их то, что, вопреки инструкций и наставлений, мы им в сутки вводили вместо 20–40 тысяч противодифтерийной сыворотки до 600 тысяч единиц.
– Скорее всего, не только лекарства и процедуры, но и ваш – врачебный и сестринский – уход за такими больными позволял им вновь становиться в строй.
Второе лирическое отступление:
Не только в своём инфекционном госпитале «вытаскивал» больных Чуриков: с одной стороны госпиталя располагался медсанбат, с другой – реабилитационный центр на полторы тысячи выздоравливающих: там тоже неоднократно приходилось применять навыки реаниматолога. И на «боевые» успевал ходить – тому свидетель орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени и медали Афганского правительства.
– Из Армии уволился ровно через двадцать пять лет «календарей» и ещё двенадцать лет проработал в своём родном реанимационном отделении. Сейчас – на заслуженном отдыхе.
– Дай тебе, Бог, здоровья и безбедной старости, мой дорогой.
15 января 2010 года,
Тула.