Новости и события

Главная / События и новости

Продолжение 3 К 75-летию ПОБЕДЫ Железнодорожники...

30 июля 2019

 

 

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

 

ТИТОВ  Фёдор  Иванович

Родился 11.01.1919 на станции Турпаново (ныне – не существует, находилась на территории современного населённого пункта Малахово Ленинского района Тульской области) – умер 12.01.2011 в Воронеже.

Герой Советского Союза (19.08.1944), медаль № 4417.

Из крестьянской семьи. Русский. Окончил 6 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем в депо железнодорожной станции Тула-Лихвинская. Одновременно окончил Тульский аэроклуб.

В рядах Красной Армии с 1939 года. В апреле 1941 году окончил Таганрогскую военную авиационную школу пилотов. Служил                                   в бомбардировочном авиационном полку Московского военного округа. В июле 1941 года направлен в Рязанскую военную авиационную школу для обучения ночному пилотированию, которую окончил в июне 1942 года.

В боях Великой Отечественной войны с июля 1942 года. Воевал в составе 748-го (с августа 1942 года – 2-й гвардейский авиационный полк дальнего действия) авиационного полка авиации дальнего действия: командир экипажа, командир звена (январь 1943), заместитель командира эскадрильи (май 1943). На фронте летал на Ил-4, на Б-25 «Митчелл». Выполнял боевые вылеты на нанесение бомбовых ударов по железнодорожным узлам и аэродромам противника в Пскове, Смоленске, Брянске, Рославле, Идрице и другим. Имеет вылеты в глубокий тыл противника на бомбардировку Варшавы, Данцинга, Кёнигсберга Тильзита, Хельсинки. Принимал участие в Сталинградской битве (14 боевых вылетов), в Курской битве (17 боевых вылетов). К февралю 1943 года выполнил 69 боевых вылетов, к июлю 1943 года – 132 боевых вылета, к октябрю 1943 года – 186 боевых вылетов.

Заместитель командира эскадрильи 2-го гвардейского  авиационного полка (1-я гвардейская авиационная дивизия,                1-й гвардейский авиационный корпус, АДД) гвардии старший лейтенант к маю 1944 года совершил 223 боевых вылета на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника, его железнодорожных станций, аэродромов, скоплений войск.

Выдержки из Наградного листа на представление к званию «Герой Советского Союза» заместителя командира авиаэскадрильи                2-го гвардейского авиационного Смоленского полка ДД гвардии старшего лейтенанта ТИТОВА Фёдора Ивановича от 6 мая 1944 года:

«...Тов. Титов молодой талантливый лётчик. Вера в свои силы                          и непоколебимое желание овладеть в совершенстве порученной техникой, решимость, инициатива и воля поставили его в ряды первоклассных боевых лётчиков и ответственных командиров. Включившись в боевую работу в августе 1942 года, тов. Титов вырос из сержанта доя старшего лейтенанта и с мая   1943 года занимает должность зам. командира эскадрильи.

В боевой работе проявляет высокое мастерство физических и моральных сил. За период по 2.05.44 г. совершил 223 боевых вылетов ночью. Ему поручается выполнение наиболее ответственных заданий командования по поджиганию, подсвечиванию целей, разведке погоды в районе целей; по этим заданиям совершил 26 боевых вылетов с отличными результатами. При выполнении боевых заданий показывает образцы мужества, доблести и настойчивости.

2.06.43 года летал бомбардировать жел. дор. ст. Рославль. Несмотря на мощное противодействие ПВО противника, экипаж точно вышел и прицельно бомбардировал цель, вызвав два очага пожара со взрывом большой силы.

10.06.43 года в сложных метеоусловиях привёл самолёт на аэродром Брянск. Под интенсивным огнём ЗА противника экипаж точно поразил цель. В результате произошло 4 сильных взрывов с ярким пламенем.

19.06.43 года летал бомбардировать аэродром Брянск. Над целью патрулировали истребители противника, работало до                        16 прожекторов. Искусно маневрируя, выбрал удачный момент и точно поразил цель; возникло 3 пожара, сопровождавшимися взрывами – горели самолёты.

25.06.43 года экипаж бомбардировал жел. дор. Узел Брянск – 2. До цели и обратно вёл самолёт в облаках. Цель была защищена          25 крупнокалиберными орудиями ЗА, действовало до                            10 прожекторов, барражировали истребители. Применяя тактически грамотный заход на цель, точно вывел самолёт.                  В результате прицельного бомбометания, возникло 3 крупных пожара, один из них сопровождался сильными взрывами с разноцветным пламенем...

...Интенсивно участвовал в боевых налётах на собственные объекты противника, совершил 11 боевых вылетов на бомбардирование военно-промышленных объектов Германии и её вассалов: Кёнигсберг, Варшаву, Данцинг, Тильзит, Инстербург, Хельсинки, а также – на город Брест...

...Помимо проведения активной организаторской работы и поддержания высокой боевой дисциплины в эскадрильи, тов. Титов, работая над собой, овладел инструкторским мастерством и помогает командиру АЭ в подготовке молодых лётчиков; за апрель 1944 года введено в строй 7 экипажей, благодаря чему АЭ имеет        13 экипажей, выполняющих боевые задания.

Его личный экипаж является образцовым в АЭ...».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа         1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Титову Фёдору Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4417).

К Победе выполнил 294 боевых вылетов. Сам сбит не был, но при облёте поступившего с завода самолёта, из-за брака машины попал в авиакатастрофу; с трудом посадил горящий самолёт на лесную поляну и спас свой экипаж. Стал командиром эскадрильи.

Выдержки из Наградного листа на представление к ордену Красного Знамени и. о. командира авиационной эскадрильи                 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного Смоленского Будапештского Краснознамённого полка Героя Советского Союза гвардии капитана ТИТОВА Фёдора Ивановича от 28 мая 1945 года:

«...В действующей армии с июня 1942 года, совершил всего          292 боевых вылета, из них – 289 ночью; в том числе – 16 в глубокий тыл противника...

...После присвоения звания Героя Советского Союза – 19.08.44 г. – совершил 30 боевых вылетов, из них – 4 в глубокий тыл противника.

Отлично владеет техникой пилотирования, свободно летает в сложных метеоусловиях ночью, уверенно ведёт самолёт на цель и успешно её поражает...

...Часто летал на разведку погоды. Были случаи, когда многие лётчики отказывались лететь ввиду сложных метеоусловий, а он смело выполнял задание и возвращался на свой аэродром.

По разгрому противника в предместьях Берлина и в самом Берлине совершил 4 боевых вылета...

...Умело и охотно передаёт свой боевой опыт подчинённым. Наряду с активной боевой работой за указанный период после присвоения звания Героя Советского Союза лично оттренировал          7 молодых лётчиков, которые затем самостоятельно летали на боевые задания. Провёл 25 занятий, на которых основное внимание уделял вопросам качества бомбардирования, отличному знанию матчасти и высокой воинской дисциплины.

Требовательный офицер, чуткий и внимательный к запросам подчинённых командир...».

Заключение вышестоящего командования:

«Достоин награждения орденом Александра Невского».

Летом 1945 года в составе сводной группы из нескольких лучших экипажей полка был переброшен на Дальний Восток и прикомандирован к одному из авиационных полков 18-й воздушной армии. Во время советско-японской войны в августе 1945 года выполнил 3 боевые вылета.

Продолжал службу в ВВС, был командиром эскадрильи в          170-м тяжёло-бомбардировочном авиаполку. В 1947 году окончил КУОС, с 1961 года полковник Титов – в запасе, затем – в отставке. Жил в городе Воронеже. Работал диспетчером в конструкторском бюро, руководителем полётов в Воронежском авипредприятии.

Награждён орденами Ленина (3), Красного Знамени (2), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (2), 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

Почётный гражданин Воронежской области (2010).

 

ТРЕГУБОВ  Николай  Михайлович

Родился 06.12.1919 в городе Узловая (ныне – Тульской области) – погиб в авиационной катастрофе 19.07.1950.

Герой Советского Союза (13.04.1944), медаль № 3557.

Из семьи рабочего. Русский. Окончил 10 классов и аэроклуб                           в Сталиногорске (ныне город Новомосковск Тульской области). Работал токарем    в депо станции Узловая. В рядах Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Командир эскадрильи 721-го истребительного авиационного полка (216-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия 3-й Белорусский фронт) капитан Трегубов к середине апреля 1944 года совершил 411 боевых вылетов, в 58 воздушных боях лично сбил 14 и в группе 3 самолёта противника (данные из литературных источников).

Выдержки из Наградного листа на представление к званию «Герой Советского Союза» командира эскадрильи 721-го Истребительного авиационного Касторненского полка капитана ТРЕГУБОВА Николая Михайловича от 24 января 1944 года:

«...В действующей Красной Армии с 22.06.41 г., на Юго-Западном фронте, ПВО г. Горький на охране промышленных объектов, Центральном  и 3-м Белорусском фронтах.

За время Отечественной войны тов. Трегубов налетал 460 часов и произвёл 411 боевых вылетов, из них: 111 вылетов на сопровождение штурмовиков, 45 вылетов на сопровождение бомбардировщиков, 59 вылетов на разведку ж. д. движения войск и боевой техники противника, 94 вылета на прикрытие наземных войск на поле боя, 60 вылетов на перехват самолётов противника и            42 успешных боевых вылета на штурмовку войск и боевой техники противника. Штурмовыми действиями уничтожил: 8 автомашин,    15 бензозаправщиков, 2 самолёта, 6 пулемётных точек, 25 лошадей, 12 ж. д. вагонов, до 100 солдат и офицеров противника и повредил      2 паровоза. По данным разведки тов. Трегубова наша авиация неоднократно производила массированные удары по обнаруженным целям на ж. д. станциях Навля, хутор Михайловский, Лопать и Карачев.

 

Провёл 58 групповых воздушных боёв, в результате которых лично сбил 14 самолётов противника… Летает смело, уверенно, самолётом владеет в совершенстве, не имеет ни одного лётного происшествия.

За время Отечественной войны тов. Трегубов вырос от рядового лётчика до командира эскадрильи и стал мастером вождения групп.

Штурмовики, сопровождаемые группой истребителей, ведомые капитаном Трегубовым, не имели потерь от атак истребителей противника. Под руководством тов. Трегубова лётный состав эскадрильи произвёл 850 боевых вылетов, провёл 83 групповых и           8 индивидуальных воздушных боёв, при этом сбили 46 самолётов противника, из них: 12 типа бомбардировщик, 30 типа истребитель и 4 типа корректировщик. В воздушных боях тов. Трегубов показал образцы мужества и геройства, умение тактически грамотно руководить группой в воздушном бою. Группы, руководимые капитаном Трегубовым, всегда одерживали победу над врагом, даже при численно превосходящих силах противника...

...За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом отвагу и геройство, капитан Трегубов достоин присвоения звания «Герой Советского Союза»...».

Указом Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за мужество и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Трегубову Николаю Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3537).

Выдержки из Наградного листа на представление к ордену Александра Невского командира АЭ 721-го истребительного авиационного Касторненского полка майора Трегубова Николая Михайловича от 28 сентября 1944 года:

«...Майор Трегубов Николай Михайлович за период боевых действий против германского фашизма, т. е. с 22.06.1941 года по 20.09.1944 года произвёл 445 боевых вылетов с налётом 374 часов     30 минут. Провёл 61 воздушных боёв, в которых сбил 15 самолётов противника лично и 3 в группе. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета от 19.04.1944 года             тов. Трегубову присвоено звание Героя Советского Союза. С момента представления к званию Героя Советского Союза, т. е. с 21.01.1994 г.                  по 20.09.1944 г. произвёл 34 успешных боевых вылетов с налётом      34 часа 20 минут, провёл 3 воздушных боя, в которых лично сбил          1 самолёт противника типа ФВ-189. Лётный состав эскадрильи, руководимый тов. Трегубовым, за этот период произвёл 445 боевых вылетов с налётом 455 часов 17 минут… Проведено 22 групповых воздушных боёв, в которых сбито 13 самолётов противника; свои потери за этот период – 2 лётчика и 3 самолёта.

Тов. Трегубов в части и соединении завоевал себе славу бесстрашного, храброго, мужественного, смелого и инициативного воздушного воина.

В духе преданности своей Матери–Родине воспитывает и своих подчинённых...».

К 9 мая 1945 года сбил лично 16 и в группе 3 самолёта противника (данные из литературных источников)

После войны продолжал службу в ВВС. 19 июня 1959 года майор                  Н. М. Трегубов погиб в авиационной катастрофе в местечке Рось Гродненской области (Белоруссия), выполняя инструкторское лётное задание. Похоронен в братской могиле воинов, павших в Великой Отечественной войне, у Вечного Огня в городе Узловая Тульской области.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (2), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

В родном городе именем Героя названа улица (бывшая Первая Садовая, на которой он родился и вырос) и установлена мемориальная доска.

Отрывок из книги «Советские асы 1941–1945. Победы Сталинских соколов»:

«ТРЕГУБОВ Николай Михайлович

майор /мл. лейтенант/, 1919

Авиачасти:

88 иап       июнь 1941 – сентябрь 1941                И-16

721 иап     1942 – май 1945                                    ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7

Список воздушных побед

26.07.41    ½      Ю-88         Заячков

26.07.41    1/3    Хш-126     Шаулиха

29.01.43    1       Ю-88         Кобылья

31.07.43    1       ФВ-189     вост. Загнилицкий

04.08.43    1       Ю-87         Малое Драгунское

04.08.43    2       ФВ-189     Важево–Атяевка

06.07.44    1       ФВ-189     юж. Городище

04.09.44    1       Ме-109     Каменчик

Всего сбитых самолётов – 7 + 2;

         боевых вылетов – 463;

           воздушных боёв – 61.

Погиб 19 июля 1950 г. в авиакатастрофе».

 

ГЕРОЙ РОССИИ

 

КВАСНИКОВ  Леонид  Романович

Родился 02.06.1905 на станции Узловая Тульской губернии – умер 15.10.1993 в  Москве, похоронен в колумбарии Ваганьковского кладбища.

Герой Российской Федерации (1996), посмертно.

Бывший заместитель резидента Первого Главного управления Наркомата государственной безопасности СССР в США, полковник в отставке.

Окончил школу-семилетку в Пензе. С 1922 года работал чернорабочим и чертёжником на строительстве железнодорожного моста Сызранско-Вяземской железной дороги в Пензе. В 1926 году окончил Тульскую профтехшколу Наркомата путей сообщения. Работал на Московско-Курской железной дороге: с августа 1926 года – помощник машиниста, с 1928 года – техник-чертежник, с 1929 года –  машинист паровоза.

В феврале 1930 года поступил в Московский институт химического машиностроения (МИХМ), после окончания которого в июле 1934 года распределён инженером на Чернореченский химический комбинат в городе Дзержинск Горьковской (ныне Нижегородской) области. С ноября 1935 года – аспирант в МИХМ.      В 1938 году его привлекли к работе специальной комиссии в Наркомат оборонной промышленности СССР. Там судьба инженера-машиностроителя сделала крутой поворот. На грамотного специалиста с пролетарским происхождением и безупречной биографией обратили внимание сотрудники органов госбезопасности. Там надо было срочно восстанавливать обескровленные после репрессий 1937–1939 годов разведывательные органы.

Согласия самого Квасникова никто не спрашивал, его просто вызвали в райком партии и показали направление в НКВД. Так в сентябре 1938 года он стал старшим оперуполномоченным                 10-го (американского) отделения 5-го отдела Главного управления госбезопасности НКВД СССР. С 1939 года – старший уполномоченный и заместитель начальника 16-го отделения там же (научно-техническая разведка). Тогда же последовала первая загранкомандировка – под прикрытием сотрудника советско-германской контрольно-пропускной комиссии в Польше совершил несколько поездок по линии технической разведки на предприятия и институты оккупированной немцами Польши. С мая 1940 года –  начальник 16-го отделения того же отдела.

С марта 1941 года Квасников возглавляет 4-е отделение                 3-го отдела (научно-техническая разведка) в Наркомате госбезопасности СССР (существовал тогда короткое время в феврале–августе 1941 года, потом возвращен в НКВД СССР, в 1943 году восстановлен). С августа 1941 года – начальник 4 отделения                 5-го отдела 1 Управления НКВД СССР, с ноября 1941 года – начальник 3-го (англо-американского) отделения 3 отдела там же. После получения первых результатов по атомной проблеме предложил объединить все усилия по ней в одних руках независимо от стран – источников получения информации и координировать всю соответствующую работу.

Предложение было принято, сам Квасников в январе 1943 года направлен заместителем по научно-технической разведке резидента Наркомата госбезопасности в США. Именно ему и предстояло на месте руководить сбором данных по атомному проекту США. Работал в Нью-Йорке. С полученной задачей справился успешно, параллельно на него возлагались обязанности по получению сведений в области авиации, реактивной техники, химии, медицины, электроники.

В ноябре 1945 года после бегства в США шифровальщика советского посольства и сотрудника НКГБ СССР Гузенко был вынужден срочно вернуться в СССР, в феврале 1946 года назначен заместителем начальника 11-го отдела (научно-техническая разведка) 1-го Главного управления Министерства госбезопасности СССР, с июня 1946 года – заместитель начальника отдела «1-Е» там же.             С июля 1947 года на протяжении 16 лет возглавлял советскую научно-техническую разведку в МГБ СССР, которая ввиду многочисленных реорганизаций часто меняла своё наименование: сначала 4-й отдел                          5-го Управления Комитета информации при Совете Министров СССР, с сентября 1950 года – 2-й отдел 5-го Управления Комитета информации при Министерстве иностранных дел СССР. Лично выезжал в важные загранкомандировки.

С января 1952 года – начальник 4-го отдела Первого Главного управления МГБ СССР. С марта 1953 года – начальник 11-го отдела, с мая 1953 года – заместитель начальника 6-го отдела Второго Главного управления МВД СССР, с марта 1954 года – заместитель начальника 6-го отдела Первого Главного управления КГБ при Совете Министров СССР. С июля 1954 года – начальник 10-го отдела Первого Главного управления КГБ при Совете Министров СССР. С августа 1963 года – старший консультант при начальнике Первого Главного управления КГБ СССР (внешняя разведка) по вопросам научно-технической разведки. С декабря 1966 года полковник Л. Р. Квасников –  в запасе.

Много лет работал в Всесоюзном институте межотраслевой информации. Жил в городе-герое Москве.

Имел специальные звания: лейтенант государственной безопасности (до 1940), старший лейтенант государственной безопасности (28.04.1941), майор государственной безопасности (11.02.1943), подполковник государственной безопасности (4.10.1944), полковник (1949).

Только в середине 90-х годов часть секретного занавеса над работой советских разведчиков по атомному проекту США была приподнята.

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, полковнику в отставке Квасникову Леониду Романовичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

Награжден орденами Ленина (29.10.1949), Трудового Красного Знамени (2, в том числе – 26.06.1959), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (05.11.1944, 25.06.1954, 29.07.1985), медалями, нагрудными знаками «Заслуженный работник НКВД» (19.12.1942) и «Почетный сотрудник госбезопасности» (18.12.1957), почётным знаком «Почётный сотрудник Службы внешней разведки России».

В 1998 году в России издана почтовая марка с портретом Героя Российской Федерации разведчика Леонида Квасникова.

 

 

 

 

« назад