Продолжение 6 К 75-летию ПОБЕДЫ Железнодорожники...
30 июля 2019
БРОНЕПОЕЗДА
В БОЯХ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
БРОНЕПОЕЗД № 13
«ТУЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ»
Бронепоезд № 13, наряду с бронепоездом № 5, входил в состав 60-го отдельного дивизиона бронепоездов, сформированного на основании приказа заместителя командующего Юго-Западного фронта по автобронетанковым войскам № 1/00639 от 14 марта 1942 года.
Бронепоезд № 13 вёл свою историю от бронепоезда № 44 из состава 4-го ОДБП, который война застала в Белоруссии, в районе Молодченко; затем он воевал под Столбцами и Кричевым. После того, как одна бронеплощадка была полностью разбита, а вторая с бронепаровозом направлена на ремонт в Ворошиловоград, личный состав бронепоезда направился в распоряжение 1-го запасного полка бронепоездов. 29 октября команда бывшего бронепоезда № 44 направилась в Тулу, где велась постройка бронепоезда. Из-за того, что состав оказался не достроен и не вооружён, вместе с командой его отправили на Мичуринский паровозоремонтный завод для завершения работ.
Как только бронепоезд, получивший № 13, был готов, его направили в район станции Волчанск, в состав 21-й армии, куда он прибыл 27 декабря 1941 года.
3 января 1942 года состав передали 38-й армии с задачей – прикрыть от атак с воздуха участок Купянск–Булацеловка, при этом в течение месяца бронепоезд № 13 вступал в бой с немецкой авиацией 16 раз, подбив при этом 2 самолёта противника.
2 марта 1942 года бронепоезд № 13 направился в Воронеж, на ремонтную базу бронепоездов Юго-Западного фронта для устранения конструктивных недостатков и усиления вооружения. Здесь же, в Воронеже, велось и формирование 60-го ОДБП, при этом бронепоезд № 5 стал № 1, а бронепоезд № 13 – № 2.
18 апреля 1942 года дивизион прибыл в состав 6-й армии на участок Изюм–Савинцы, где прикрывал железную дорогу от атак с воздуха.
Вечером 18 мая 1942 года 60-й ОДБП получил сообщение о том, что немецкие танки прорвали фронт и движутся к Изюму. В 6.00 на следующий день дивизион начал выдвигаться в район Святогорской, но из-за разбитого железнодорожного моста у Букино бронепоезда продвинуться не смогли. В результате активных действий личного состава дивизиона и прибывшего восстановительного батальона удалось вытянуть разбитые авиацией вагоны и построить рядом временный мост. К утру 20 мая движение на участке удалось восстановить.
До 25 мая бронепоезда прикрывали участок Святогорская–Букино, поддерживая части 296-й и 51-й стрелковых дивизий и неоднократно совершая огневые налёты по немецким позициям на южном берегу реки Северный Донец.
С 26 по 31 мая бронепоезда действовали в районе Букино–Красный Лиман и Радьковские Пески–Купянск, главным образом, ведя борьбу с авиацией противника. При этом во время пожара, возникшего на станции Радьковские Пески от бомбёжки немцев, личный состав бронепоезда № 2 спас 48 вагонов с боеприпасами.
31 мая в результате атак авиации противник бронепоезд № 2 получил ряд повреждений бронеплощадок: пробита броня, выведены из строя все орудия, включая – два зенитных, разбита ходовая часть.
8 июня 1942 года по приказу заместителя командующего Юго-Западным фронтом по автобронетанковым войскам бронепоезд № 2 60-го ОДБП убыл на рембазу в Воронеж для получения новой матчасти.
4 июля 1942 года при прорыве немецких частей к Воронежу база 60-го ОДБП и бронепоезд № 2, вооружение с которого к этому времени было снято, вывели в Романовку, затем – в Балашов.
2 августа 1942 года командование 60-й ОДБП получило распоряжение прибыть в Москву на переформирование, а не законченную вооружением матчасть бронепоезда № 2 направить на рембазу № 6.
БРОНЕПОЕЗД № 16
Бронепоезд № 16 входил в 8-й отдельный Ясловский дивизион бронепоездов, который был сформирован 11.02.1932 в Полоцке взамен убывшего на Дальний Восток 2-го дивизиона.
В сентябре 1938 года дивизион выдвигался к латвийской границе в район Арисса–Бигосово; в октябре вернулся в Полоцк.
17.09.1939 дивизион под командованием майора Красик (бронепоезд № 16 старшего лейтенанта Кобанчук и бронепоезд № 21 старшего лейтенанта Хлюпина) выдвинулись к польской границе.
Во время советско-финляндской войны бронепоезда № 16 и № 21 из состава 8-го дивизиона с 25.01.1940 участвовали в боях на Карельском перешейке, закончив боевые действия на станции Райоки. Отсюда 07.05.1940 дивизион убыл к месту новой дислокации – город Туапсе.
После начала Великой Отечественной войны 8-й ОДБП перешёл на штат военного времени, и в составе лёгких бронепоездов № 16 и № 45 и тяжёлого № 21 убыл на охрану участка Туапсе–Адлер. В июле бронепоезд № 16 под командованием капитана Коржевского убыл на Юго-Западный фронт, где впоследствии послужил основой для формирования нового 22-го ОДБП.
22-й ОДБП сформирована в период с 1 по 19 октября 1941 года в Воронеже.
18.10.1941 22-й ОДБП убыл в Москву, где поступил в распоряжение отдела бронепоездов ГБТУ КА. Формирование было закончено 22 октября.
07.12.1941 22-й ОДБП перебросили в Серпухов.
10–13.12.1941 бронепоезд № 2 (бронепоезд № 16) поддерживал подразделения 154-го стрелкового полка, наступавшие на Верхние Присады, Старое Басово, Новое Басово. Все населённые пункты были взяты нашей пехотой. За эти дни огнём бронепоезда уничтожено 6 танков, 13 автомашин, миномётная батарея, наблюдательный пункт, до 200 солдат противника.
С 14.12.1941 по 20.01.1942 22-й ОДБП нёс охрану участка Тула-Ряжская–Плеханово, а также занимался эвакуацией застрявших танков (передано 49-й и 50- армиям 6 машин).
С 01.02.1942 22-й ОДБП перешёл в резерв Западного фронта с дислокацией на станции Люблино.
05.12.1942 бронепоезда 22-го ОДБП получили новые номера: № 1 – № 696; № 2 (бронепоезд № 16) – № 674.
6 мая 2016 года на станции «Криволучье» открыли памятную доску в честь Бронепоезда № 16, оборонявшего Тулу в годы Великой Отечественной войны.
31-й ОСОБЫЙ
ГОРЬКОВСКО-ВАРШАВСКИЙ
ОРДЕНА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ДИВИЗИОН БРОНЕПОЕЗДОВ
В состав 31-го ОДБП входили бронепоезд № 1 «Козьма Минин» и бронепоезд № 2 «Илья Муромец».
06.03.1942 31-й ОДБП прибыл в Москву, где доукомплектовался необходимой техникой и вооружением.
26.04.1942 31-й ОДБП убыл в распоряжение 3-й армии Брянского фронта с базированием на станции Чернь Тульской области, где дислоцировались ещё и бронепоезда 38-го ОДБП и 55-го ОДБП.
В дальнейшем, вплоть до февраля 1943 года, 31-й дивизион находился на прежнем участке, и привлекался к ведению огня по немецкой обороне с закрытых позиций.
На основании Распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 бронепоезда получили новые номера: № 1 «Козьма Минин» – № 659; № 2 «Илья Муромец» – № 702.
38-й ОТДЕЛЬНЫЙ
ДИВИЗИОН БРОНЕПОЕЗДОВ
38-й ОДБП состоял и бронепоездов № 1 «Челябинский железнодорожник» и № 2 «Южноуральский железнодорожник».
28.04.1942 дивизион убыл в распоряжение 3-й армии Брянского фронта и 30 апреля расположился на станциях Чернь и Скуратово Тульской области.
09.05.1942 38-й ОДБП передали в состав 40-й армии с дислокацией: бронепоезд № 1 – Расковец, бронепоезд № 2 – Черемисиново, база – Мармыжи.
55-й ОТДЕЛЬНЫЙ
ДИВИЗИОН БРОНЕПОЕЗДОВ
55-й ОДПП состоял из бронепоездов № 1 и № 2 «Коломенский рабочий».
На основании Директивы начальника ГБТУ КА № 701624 от 19.03.1942 55-й ОДБП убыл в распоряжение 3-й армии Брянского фронта, где вошёл в оперативное подчинение начальника артиллерии 240-й стрелковой дивизии под городом Мценском с дислокацией на станции Чернь Тульской области.
26.04.1942 55-й ОДБП получил задачу по подавлению ДЗОТов противника в районе высот 208,0 и 214,6, после чего должен был перенести огонь вглубь немецкой обороны и сосредоточить его по дорогам, ведущим к Мценску.
С 27 апреля 1942 года по июль 1943 года 55-й ОДБП активных боевых действий не вёл, охраняя станции Чернь, Выползово и Скуратово от атак с воздуха.
На основании Распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 бронепоезда получили новые номера: № 1 – № 664; № 2 «Коломенский рабочий» – № 698.