В Туле умер ветеран боевых действий НОСКОВ ГЕОРГИЙ ЗОТЕЕВИЧ
09 сентября 2018
9 сентября 2018 года
умер участник боевых действий в Афганистане
НОСКОВ ГЕОРГИЙ ЗОТЕЕВИЧ
Из книги Николая МАКАРОВА
«Афганцы Тулы»
ДВЕНАДЦАТЬ КОЛОНН НОСКОВА
Носков Георгий Зотеевич
родился 30.04.1947
в деревне Петрухино Верещагинского района
Пермской области –
умер 09.09.2018 в Туле.
С Жорой Носковым мы вместе отмечали наш «дембель» в августе 1993 года. А услышать его немногословный рассказ об Афганистане и записать удосужилось только для четвёртого альбома об афганцах. Ну, да, Бог с ним.
Краткая биографическая справка.
Окончив в 1963 году восемь классов, Жора год обучается в ГПТУ № 1 в Караганде и до призыва в ряды Советской Армии в ноябре 1966 года работает в шахте № 36-42 машинистом шахтного электровоза на семисотметровой глубине.
Два года – с ноября 1966 года по ноябрь 1968 года – срочная служба в Витебске в 317-м гвардейском парашютно-десантном полку 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии; затем – сверхсрочная служба писарем и начальником склада в медсанбате той же дивизии. В 1972 году Носков экстерном оканчивает Вольское высшее военное училище тыла имени Ленинского Комсомола и до февраля 1979 года занимает должность начальника вещевой служба артиллерийского полка той же дивизии. С февраля 1979 по декабрь 1981 года – заместитель командира отдельного самоходно-артиллерийского дивизиона той же дивизии. С февраля 1982 года по август 1993 года – начальник вещевой службы 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии.
В Афганистане – с 26.12.1979 по 17.12.1981.
Награждён орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалью «За отличие в воинской службе» 1-й степени, другими медалями.
Уволен из армии в звании гвардии подполковника.
– Двенадцать колонн, – начал свои воспоминания мой давнишний товарищ-сослуживец Жорка Носков, – от девятнадцати до шестидесяти машин водил от Кабула до Термеза и обратно.
…«Духи» обстреливали колонны постоянно, но потерь среди личного состава не было. До поры до времени. В один из рейсов на опасном участке горного серпантина на привале к Носкову подходит офицер, ответственный за охрану этого участка, и просит, чтобы на близлежащую сопку десантники выслали пару-тройку человек с задачей не допустить туда «духов» пока не пройдёт колонна. У них, дескать, не хватает людей. Носков посылает на высотку офицера и двух солдат. И пока колонна проходила злополучный участок – всё было тихо, было спокойно. Но, как только последняя машина поравнялась с высоткой, где находились десантники, из БМП, из нашей «мобутовской» БМП – до этого грозно вращающей башней – раздалась очередь в сторону той самой высотки. Офицера ранило в руки, одного солдата – насмерть.
– А ты говоришь: «война». – Тяжело вздыхает Зотеевич и, предваряя мой вопрос, поясняет. – Я же сказал: «мобутовская» БМП, из сороковой армии.
…В другой раз Носков вёл колонну из Термеза с продуктами. У одного УРАЛа на крутом спуске рвётся тормозная трубка. УРАЛ вот-вот врежется впереди идущую машину, а там… страшно подумать. Водитель, пытаясь хоть как-то затормозить, направляет машину на скалу – секундная передышка. И этой секунды хватило водителю направить неуправляемую машину в пропасть, а самому и пассажирам удачно выпрыгнуть из кабины.
– Знаешь, как красиво падали трёхлитровые банки с красными солёными помидорами в пропасть? – Улыбается Жорка.
Август 2011 года,
Тула.